4-5 апреля в префектуре Северо-Восточного округа Москвы прошло Всероссийское совещание на тему “Новые формы помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста”. В самом названии – загадка. Говорить о какой-то “новой” помощи, если практически не было “старой”, – какой смысл?
Разгадка наступила быстро. Прямо в первых выступлениях прозвучало, конечно, в обертке из разнообразных “подумаем” и “обсудим” важное предложение: сделать посещение детских садов и яслей обязательным. Потому что, де, у нас в последние годы был крен “в сторону семьи” – и хорошо ли это? Не пора ли вернуться к “общественному воспитанию”? Что скажут ученые? Но в такой постановке вопроса есть некоторое логическое противоречие. Ведь программа совещания составляется заранее. Заранее ставят в нее, к примеру, выступление Ксении Печоры из Российской медицинской академии, в котором масса графиков, таблиц, доказывающих НЕОБХОДИМОСТЬ вернуться к “огосударствлению” раннего развития детей. Невозможно, чтобы такое совпадение получилось случайно!
Я выскажу свое мнение по рассматриваемому вопросу. Я считаю идею обязательных яслей и детских садов дикой. Даже в “темные” брежневские времена ясли и сад не были обязательными, и здравомыслящие ученые всегда расценивали их как НЕИЗБЕЖНОЕ ЗЛО, когда мать должна работать. Точно так же расценивали ясли и сад сами дети, но их мнение во внимание не принималось, не принимается и сейчас (к сожалению, ведь они тут – главные действующие лица драмы). Ребенку нужна мать. Я говорю вещи, очевидные для любого детского психолога и для любого опытного родителя. Когда ребенка помещают в ясли и детский сад, это не может не травмировать его, и травма эта окажет существенное влияние на его будущее психическое развитие и здоровье. И как бы ни был хорош детский сад, если ребенок предпочитает его дому и общению с матерью – это очень серьезный, я бы сказал – грозный симптом.
Говорят: из семьи дети приходят с низким психическим развитием. Нам демонстрируют слайды, где вот – красный столбик – психическое развитие ребенка из яслей (или сада), а синий – результат семейного воспитания. Красный столбик гораздо выше. Что за этим стоит? Что такое “уровень психического развития”? Предположим, у нас есть сотня показателей, результатов экспериментов с детсадовскими и домашними детьми. Как СОПОСТАВИТЬ между собой показатели одного и другого ребенка? Одни показатели будут выше у первого, другие – у второго. Их НЕВОЗМОЖНО ПРОИНТЕГРИРОВАТЬ, ведь человек – не “сумма качеств”, не “механический комплекс” разнообразных частей. Человек – личность, которая РАЗВИВАЛАСЬ, а развитие – не есть прибавление одних частей к другим.
В психологии не существует способа измерить уровень личностного развития (в том числе – у ребенка). Вот почему вышеприведенное сравнение бессмысленно не в меньшей мере, чем попытка ответить на вопрос: кто лучше – Пушкин или Лермонтов?
И все же красные столбики выше. Почему? А очень просто: ведь те критерии, по которым ведется измерение, взяты в соответствии с программой для яслей и детских садов! Мы, как в китайской сказке, ищем утонувший на середине реки меч у берега, потому что так проще. Потому что не существует такой же “программы для развития детей в семье”. Может быть, родители и могли бы описать вам, что они хотят видеть (чтобы ребенок писал стихи или красиво рисовал, высоко прыгал и т.д.), но тесты не построены для измерения таких показателей.
И еще. Как определить, есть ли “отставание”? Для этого нужно определить возрастные нормы, некие числа, чуть ниже средних показателей. Но любая многодетная мать знает, что все дети развиваются совершенно различными темпами. Именно многодетная мать, потому что воспитательница детсада видит перед собой “стандартизированных” малышей. Если не предпринимать усилий к тому, чтобы дети развивались с одинаковой скоростью (что необходимо в детском саду, яслях и в школе, чтобы можно было работать с одновозрастной группой), то они будут развиваться С ПОРАЗИТЕЛЬНЫМ РАЗРЫВОМ. В некоторых отношениях одни дети могут обгонять других года на два! Но разве это так уж плохо?
Скорость развития различных качеств ребенка не только совершенно индивидуальна. Она еще и НЕРАВНОМЕРНА. Вот я сам, например. В школе всегда был самый серый троечник (так что даже стыдно показывать детям мой аттестат), а в институте вдруг стал почти круглым отличником – вытянулся. Результат НЕ ЗАВИСИТ от моих старых, школьных оценок.
Галина Григорьева из Нижегородского института развития образования утверждает, что родители “педагогически некомпетентны”. Но что это такое “педагогическая компетентность”? Не могут существовать специалисты-педагоги в области детской педагогики. Здесь логическое противоречие: каждый, кто растит ребенка, педагог, значит, быть детским педагогом – универсальное, а не специальное качество человека. То есть быть педагогом – значит ПРОСТО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, самому обладать “высоким уровнем личностного развития” (вот почему родителям, воспитывающим детей, нужны знания не только о ребенке, но и о самих себе). Так называемая компетентность – лишь формальное владение способами общения с ребенком, “техничность”, но без настоящего, искреннего содержания любой малыш очень скоро распознает содержащуюся в нем ложь. Невозможно быть “специалистом по любви к ребенку” большим, чем его собственная мать.
Закончу еще одной важной мыслью, которая, как я думаю, делает мою позицию уязвимой, но все-таки именно она может вывести на конкретные предложения. При всем моем недоверии к любым формам государственного воспитания и образования, вовсе не в восторге я и от семейного воспитания. И, не проводя никаких исследований, методические основания которых сомнительны, все-таки не знаю, кто на данном этапе побеждает: семья или детский сад. Знаю только и уверен – у семейного воспитания и образования есть огромный резерв и перспективы, а государственное (“общественное”) – уперлось в свой потолок уже много десятилетий, назад. И раз уж все согласны, что психологические знания нужны родителям, то давайте же организуем Родительские Университеты, а не будем загонять всех детей в ясельно-садовские клетки.
Евгений БЕЛЯКОВ
Комментарии