В экономике России на современном этапе ее развития особое место занимают финансовые отношения. Финансовая политика как часть системы управления финансами направлена на обеспечение сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, на создание финансовых условий для реализации задач социально-экономического развития, в том числе сферы образования.
В Конституции Российской Федерации определено, что:
– в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития страны; финансовое регулирование; федеральный бюджет, официальный статистический и бухгалтерский учет (статья 71);
– Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в стране единой финансовой политики, единой государственной политики в области образования и науки (статья 114). Позднее это право было конкретизировано в Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации” от 17.12.97 N2-ФКЗ.
В условиях перехода экономики на рыночные отношения наше государство должно совершенствовать систему отношений в целях нормализации финансовых ресурсов, требующихся для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения, осуществлять действенный контроль за рациональным и эффективным их использованием.
Важнейшей целью современной финансовой политики России являются всемерное увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста и соответствующее наращивание государственных финансов, требующихся для более полного удовлетворения потребностей общества, включая реализацию конституционного права и равных возможностей для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества.
Содержание финансовой политики государства весьма сложное; оно включает в себя обширный комплекс мероприятий, в который входят:
– разработка общей концепции финансовой политики, определение ее стратегических направлений, целей и задач;
– создание адекватного финансового механизма (форм, видов и методов организации финансовых отношений);
– управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
В России в разработке государственной финансовой политики принимают участие законодательная и исполнительная ветви государственной власти. Приоритет в этом принадлежит Президенту Российской Федерации. В своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию он определяет основные направления финансовой политики государства не только на очередной год, но и на перспективу.
За последнее десятилетие финансовая политика России во многом была нацелена на ускоренное изменение социального строя общества. В основном цель эта была достигнута. Принимались меры по предотвращению возврата к централизованно распределительной системе. Создавались условия для проведения сбалансированной финансовой политики, при которой возможны учет интересов всех участников преобразований экономики страны, уменьшение нежелательных издержек для населения, в особенности малоимущей ее части.
Финансовая политика состоит из следующих важнейших компонентов: бюджетной, налоговой, инвестиционной, денежно-кредитной, ценовой, социальной и таможенной политики, политики в области международных финансов.
Система социально-экономических приоритетов, на которых основывается финансовая политика России в настоящее время, включает в себя: оздоровление государственных финансов; сбалансированность натурально-вещественных и денежных потоков; восстановление нормального функционирования кредитной системы; достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности субъектов Российской Федерации в рамках единого федеративного государства; создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере субъектов Российской Федерации; достижение социальной стабильности в обществе; создание условий по пресечению и предотвращению финансовых злоупотреблений, коррупции и организованной преступности.
Вначале рассмотрим, что включает в себя бюджетная политика.
Для выполнения государством возложенных на него функций ему необходимы финансовые и другие виды ресурсов. С этой целью государство создает централизованные фонды финансовых и иных ресурсов. Определенная часть денежных средств России мобилизуется в государственный бюджет. В процессе мобилизации финансовых ресурсов в бюджет на общегосударственные цели, их распределения и использования возникают финансово-бюджетные отношения между государством, налогоплательщиками (экономическими субъектами, физическими лицами) и получателями бюджетных средств (ассигнований, дотаций, субвенций, субсидий и кредитов). Возникшие между ними отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой на определенный период органами власти России.
Государство определяет цели и задачи в области бюджета при подготовке, рассмотрении, утверждении и исполнении этого главного плана концентрации финансовых ресурсов.
Бюджетная политика включает в себя определение государством:
– источников и методов формирования доходов бюджета;
– степени централизации финансовых ресурсов в распоряжение государства; доли валового внутреннего продукта (ВВП), мобилизуемой в бюджет;
– доли федерального бюджета в общем объеме консолидированного бюджета страны;
– оптимальных бюджетных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации;
– приоритетных направлений расходов бюджета с учетом первоочередных потребностей общества;
– поступления в доход бюджета валюты иностранных государств и ее целевого использования;
– управления государственным внешним и внутренним долгом;
– допустимых пределов разбалансированности бюджета;
– источников финансирования дефицита бюджета или целевого использования профицита бюджета (суммы превышения доходов бюджета над его расходами).
В сложных условиях проводимых в стране экономических реформ к первостепенным задачам бюджетной политики относятся: обеспечение таких принципов бюджетной системы Российской Федерации, как адресность и целевой характер бюджетных средств, экономность и эффективность их использования; реструктуризация государственного долга; инвентаризация внешних и внутренних заимствований и результатов их использования; переход на централизованную систему осуществления всех операций по доходам и расходам федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства.
Другой важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она строится на сочетании интересов государства и налогоплательщиков – юридических и физических лиц.
Воплощается налоговая политика в построении соответствующей налоговой системы. В России выработаны определенные принципы и подходы к построению этой системы.
К основным принципам построения налоговой системы относятся:
– совершенствование налогового законодательства;
– оптимизация налоговой базы; ее основой должны быть прямые налоги, поскольку косвенная система налогообложения приводит к увеличению налогового бремени;
– налогообложение не должно носить конфискационного характера; только рост национального богатства и повышение индивидуальных доходов населения способствует стабильному увеличению налогооблагаемой базы;
– минимальный дестимулирующий эффект от введения какого-либо налога; высокие налоги могут привести к утечке капитала за границу;
– удобство взимания налогов для государства и налогоплательщиков;
– оптимизация налоговых льгот;
– осуществление эффективного и действенного контроля за соблюдением налогового законодательства, постановкой на учет, переучетом и снятием с учета налогоплательщиков;
– создание условий, когда налогоплательщику трудно уклониться от уплаты налога;
– реструктуризация в необходимых случаях задолженности по платежам в бюджет.
Государство заинтересовано в достаточности налогообложения. Чтобы было обеспечено поступление в доход бюджета объема финансовых ресурсов, достаточных для выполнения обязанностей государства, определенных Конституцией Российской Федерации.
В то же время государство должно предотвращать возможные негативные последствия, когда введение определенных налогов и их размеры могут отрицательно повлиять на мотивацию к открытой и эффективной деятельности предприятий сферы материального производства.
Инвестиционная политика также является важнейшим компонентом финансовой политики. Она направлена на создание условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций и в первую очередь в реальный сектор экономики.
Инвестиционная политика осуществляется в целях того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать свои финансовые средства в экономику нашей страны. Чтобы создавались условия для организованного накопления и инвестирования сбережений населения, развития ипотечного кредитования. Чтобы огромные отечественные капиталы не вывозились за рубеж, а, наоборот, привлекались в Россию прямые иностранные инвестиции.
Денежно-кредитная политика широко используется государством в процессе государственного экономического регулирования.
Денежно-кредитная политика нацелена на: обеспечение устойчивости денежного обращения; оптимизацию объема и структуры денежной массы; управление эмиссией (выпуском) денег; формирование и эффективное использование кредитных ресурсов; регулирование инфляции; достижение стабильного обменного курса национальной денежной единицы (рубля); обеспечение своевременности и бесперебойности расчетно-платежных операций в отраслях экономики; регулирование банковской системы (коммерческих и государственных банков); управление деятельностью финансового рынка; регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и их оборот (курса покупки и продаж).
Как составная часть финансовой политики государства ценовая политика осуществляется в направлении регулирования цен и тарифов на монопольные товары и услуги. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время государство монопольно владеет землей и ее недрами, водными пространствами, железными дорогами, нефте- и газопроводами, электропередающими сетями. В других отраслях хозяйства цены зависят от их динамики на произведенные ими товары и оказанные услуги.
Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере с целью решения задач финансового обеспечения прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Социальная политика охватывает сферу бюджетных учреждений (включая образовательные), а также сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения.
К задачам социальной политики относятся:
– выплата своевременной и в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы (включая образование), денежного довольствия военнослужащим, погашение задолженности за предыдущий период;
– разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы (в том числе системы образования);
– реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
– упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
– регулирование вынужденной миграции;
– сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости населения;
– увязка перечисления трансфертов (финансовой помощи) субъектов Российской Федерации с выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов.
Таможенная политика является органической частью налоговой и ценовой политики. Ведь таможенные сборы и пошлины непосредственно оказывают воздействие на цену товаров и услуг. При этом таможенная политика в определенной мере самостоятельна – она влияет на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок России импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт отечественных товаров и услуг.
Таможенная политика в немалой степени предопределяет распределительные процессы не только между государством и экономическими субъектами, но и между отраслями хозяйства, регионами страны и между экономическими субъектами. В настоящее время таможенная политика во многом связана и зависит от бюджетной политики, которая направлена на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей. Сейчас Государственный таможенный комитет Российской Федерации занимает второе место после Минналогов и сборов России по объему мобилизации доходов федерального бюджета.
В последнее время все большее значение приобретает политика в области международных финансов. В основе ее лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений. Она связана с международным разделением труда, формированием и погашением государственного внешнего долга, с участием России в деятельности международных организаций, включая международные финансовые организации.
Международная финансовая политика России направлена на развитие производительных сил своей страны и на то, чтобы занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капиталов.
При проведении политики в области международных финансов Российская Федерация направляет свои усилия на:
– интеграцию в мировую финансовую систему;
– признание России страной с рыночной экономикой;
– полномасштабное участие России в группе ведущих стран мира;
– вступление в международные организации, в том числе во Всемирную торговую организацию (ВТО);
– укрепление позиций России в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития;
– урегулирование внешней задолженности России (прежде всего с участниками Парижского и Лондонского клубов кредиторов);
– повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам.
Государственная финансовая политика как часть социально-экономической политики государства полностью сохраняет свое содержание и принципы в сфере образования. При этом учитываются определенные специфические особенности функционирования этой сферы.
Необходимо также учитывать особенности финансовой политики системы образования в целом и финансовой политики образовательного учреждения, выполняющего конкретные задачи и функции в области образования.
Особенности финансовой политики данной сферы отражены в действующих законах и других нормативных правовых актах. Важнейшие из них – Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “Об образовании”, федеральные законы “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, “Об утверждении Федеральной программы развития образования”, “О науке и государственной научно-технической политике”, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Положение о Министерстве образования Российской Федерации, Типовое положение о вузах, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и других.
Главной целью государственной финансовой политики в области образования является создание финансовых условий для реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
Государство в сфере образования призвано обеспечить создание финансового механизма адекватного современному этапу развития экономики, и прежде всего многоканального поступления средств с обязательным сохранением приоритетности бюджетного финансирования, стимулированием внебюджетных поступлений финансовых средств.
Государство призвано обеспечить стабильное выделение финансовых средств из государственного бюджета на содержание образовательных учреждений, реализацию мероприятий федеральных и региональных программ с целью достижения эффективности и высокого качества образования.
Государство в сфере образования призвано обеспечить разработку и реализацию комплекса государственных норм финансового и материально-технического обеспечения с тем, чтобы были созданы условия для полноценного обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов.
Финансовая политика государства в сфере образования в качестве важнейших целей и задач определяет: обеспечение целевого, эффективного использования и сохранности финансовых ресурсов; структурную перестройку системы образования, направленную на совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий; изучение рынка труда и разработку прогнозов подготовки специалистов, обновление с учетом социально-экономических условий механизмов трудоустройства выпускников образовательных учреждений.
Финансовая политика государства нацелена на совершенствование государственной и социальной защиты работников системы образования, обучающихся и воспитанников.
Одним из важных направлений финансовой политики являются: эффективное использование средств на развитие равноправного, взаимовыгодного, социально и экономически целесообразного сотрудничества системы образования Российской Федерации с системами образования иностранных государств и международными организациями, привлечение на эти цели отечественных и иностранных источников денежных средств.
Финансовая политика государства нацелена на развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой личности, в качестве одного из факторов прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритетности образования.
В.ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации
Комментарии