Небольшой Харовский район Вологодской области становился известным всей стране дважды – когда в 1989 году здесь на радость уфологам и журналистам приземлились исчезнувшие потом куда-то инопланетяне и когда стал популярен в СССР уроженец здешних мест писатель Василий Белов, книга которого с названием «Лад» до сих пор не потерялась у многих в памяти… Кстати, в детстве Белов ежедневно ходил 8 километров пешком до ближайшей школы. Сергей ПОПОВ, начальник Управления образования Харовского района, рад тому, что с тех пор многое изменилось…
– Сергей Николаевич, за семь лет с поры вступления в новую должность вы прослыли реформатором. Помимо молодости и сопутствующего ей энтузиазма вы обладаете и зрелой дальновидностью – например, сохранили детские сады в районе. Как это удалось?
– Во-первых, даже при малой численности детей в них мы не передали здания в чужие руки. Второй момент. Детсады, где численность была совсем мала – 7-8 ребятишек, не могли иметь статус юридического лица, и мы вышли из положения, официально открыв при ближайших общеобразовательных школах дошкольные группы.
Таким образом, за 5 последних лет было открыто 13 дошкольных групп при 11 сельских школах. Как юридическое лицо у нас работают сейчас один сельский садик в районе и пять детсадов в райцентре, городе Харовске. За последние 5 лет численность школьников в районе тоже сократилась – на 1000 человек. Поэтому мы решили в трех районных школах – каменных, двухэтажных, со всеми удобствами – разместить дошкольные группы на первых этажах. Согласовали все вопросы с Роспотребнадзором. Такая политика дала результаты: если в 2001 году охват детей услугами дошкольного образования в районе составлял 56 процентов от общего числа малышей, то в 2007-м эта цифра составила уже 78 процентов. По городу эти показатели выросли с 60 до 83 процентов.
– Новый статус помог решить старые проблемы?
– Да, например, дошкольное отделение при школе пользуется ее площадями и ресурсами. У детей и воспитателей появилась возможность заниматься в спортзале. 1 сентября малыши стоят на общешкольной линейке, знают лучших учеников и стараются брать с них пример. У нас традиция: старшеклассники приходят к дошколятам проводить беседы и конкурсы, например, по правилам дорожного движения. Эту тему мы вообще поддерживаем: на площадках детских садиков у нас даже игровые городки созданы, со светофорами, пешеходными переходами…
– И спартакиады проводятся для дошкольников?
– Да, 4 года назад мы начали проводить районные спортивные соревнования. На Масленицу каждый год у нас лыжные старты на центральной площади Харовска. Команды дошколят соревнуются в личном и командном первенстве.
А летом на городском стадионе проводится спартакиада среди детей подготовительных и старших групп по легкой атлетике. Команды соревнуются в беге, метании мяча и прыжках в длину. По итогам года подводим общий итог спартакиады. Награждаем детсады призами – например, лыжами. С финансированием нам помогают городской и районный комитеты по физической культуре. Кстати, во всех детских садах района появились комплекты лыж. Самое отрадное, что в результате занятий спортом снизилась заболеваемость дошкольников: с 14 дней на ребенка в 2001 году до 12 дней в 2007-м, а по детсадам, реализующим спортивное направление, этот показатель равен 7 дням!
Традиционно проводится школьная спартакиада по лыжам, волейболу, баскетболу и футболу, а также спартакиада в рамках Всероссийского движения «Школа безопасности», организованного ГО и ЧС. На ней школы района соревнуются по 9 направлениям спортивного туризма и ориентирования. На территории Вологодской области уже несколько лет проходит финал «Школы безопасности». В прошлом году наша область заняла в финале 1-е место, а наш Харовский район на аналогичной областной спартакиаде был третьим.
– У вас есть свой секрет успеха?
– Секрета никакого нет. Есть несколько принципов. Во-первых, надо работать для людей, для своего района и города, определять приоритеты так, чтобы система работала не ради системы, а ради населения. Это сложно, потому что требует полной перестройки человеческой психологии. Система образования тем «грешна», за что ее и ругают, что была замкнутой и сейчас во многом остается такой. Замкнутость – это когда школа работает ради школы, детсад – ради детсада, а не для тех, кто приходит в них каждый день. Вот знакомый всем пример: нужно ремонтировать детский сад, и заведующая… закрывает его на два месяца. А куда идти детям в это время? Пришлось бороться с таким мировоззрением и объяснять, что не более 2 недель должен идти ремонт, и идти непрерывно. Другой пример: покрасить стены в садике можно в пятницу вечером, и за выходные запах выветрится, а можно в понедельник – и всю неделю детсад не будет работать. Все зависит от подхода к делу – ради чего оно совершается.
Второй принцип управленца – подбор хорошей команды. Я такую команду молодых, энергичных и опытных помощников за 7 лет создал. Иногда нужны кадровые преобразования. Например, 7 лет назад у нас был в управлении специалист по дошкольному образованию. Связи со школой у него не было никакой. Мы ввели другую должность – ответственного за дошкольное и начальное школьное образование. Этот человек уже обязан соблюдать преемственность между дошкольным образованием и школьным, в том числе в программах.
Есть еще один принцип: мероприятия с детьми – это главное. Считается почему-то, что отопление, освещение и другие хозяйственные дела нужно финансировать в первую очередь, но, позвольте, какой смысл оплачивать отопление и освещение зданий, в которых не будет детей? Мы все эти годы финансировали мероприятия с детьми как приоритетное направление. Например, выезды на спортивные соревнования ребят из районной СДЮШОР, конкурсные мероприятия районного Центра внешкольной работы. Материально поддерживаем педагогов района для поездок на курсы. Ведь это не их личное дело, а наше общее!
Такая установка дала ощутимые результаты. Например, в нашем небольшом районе, где всего около 300 педагогов, в 2006 году было 5 победителей конкурса «стотысячников» в рамках нацпроекта «Образование», в 2007-м – столько же. Еще в 2001 году на весь район было… пятеро педагогов с высшей квалификационной категорией. А в 2007-м их стало 39!
Кстати о конкурсах – у нас есть свой районный «Учитель года», а еще мы проводим ежегодно «Ярмарку педагогических идей» и «Педагогический марафон». На «Ярмарку» приезжают педагоги всего района, представляют на суд зрителей открытые уроки, презентации, методические материалы. А «Педагогический марафон» проводится по разным школам. Все филологи района, допустим, собираются в одной школе, географы – в другой. Потом переезжают. Тут вот в чем плюс – раньше одна школа показывала свой опыт, однако в школе может быть, к примеру, сильный географ, но слабый математик. А здесь мы выбираем: где есть сильный предметник, туда и везем его коллег.
– А жители района вас поддерживают в ваших начинаниях?
– Судите сами. В жюри «Педагогического марафона» входят члены районного совета по образованию – представители общественных организаций, директора образовательных учреждений, родители. Есть в совете журналист районной газеты «Призыв», представители администрации города и совета ветеранов.
Уже пятый год каждую весну проводится у нас такое необычное мероприятие, как районное родительское собрание. Приезжают на него члены родительских комитетов из всех детских садов и школ района, главы поселений, представители общественных структур, члены районного совета по образованию. Обсуждаем вопросы глобальные: например, реализацию нацпроекта на территории области и района, комплексный план модернизации системы образования. Частные вопросы тоже звучат. На первом районном родительском собрании произошел удивительный случай. Глава одного поселения раскритиковала директора «своей» школы. Мол, нет связи у школы с местным населением, живет она сама по себе, отдельно… Принародная критика так подействовала на директора, что за несколько лет школа превратилась в культурный центр всего поселка. Всем миром выстроили при школе спортивную площадку. Ученики выпускают газету, которая на ура расходится среди местных бабушек и дедушек. Значит, связь установлена…
Харовск, Вологодская область
Опыт
В Смоленской области проблему нехватки мест в сельских детских садах решают за счет открытия дошкольных отделений при школах. 82 такие группы ежедневно посещают около 1000 человек, в то время как 92 сельских детских сада посещают около 3000 малышей. Плата за пребывание в дошкольном отделении в 2 раза меньше, чем в обычном детсаду, поскольку часть денег дошкольные отделения получают из бюджетных средств, выделенных на содержание школы, а затраты на питание уменьшаются благодаря использованию фруктов и овощей, выращенных на пришкольных участках.
Дошкольные отделения школ, расположенных близко к областному центру, готовы принимать детей из Смоленска. Это важно, поскольку в Смоленске местами в детских садах обеспечена треть нуждающихся.
В деревне Турово Серпуховского района Московской области на базе средней школы создан Туровский сельский социокультурный комплекс. В его функции входит организация культурного досуга и спортивно-массовой работы среди населения округа. При этом на территории Туровского сельского округа упразднены как самостоятельные образования детский сад, клуб и библиотека, а в штатное расписание школы включены дополнительно работники дошкольного отделения, а также должности заместителя директора по культуре, заведующего библиотекой и инструктора по физкультуре и спорту.
В Кемеровской области премии в размере 50 тысяч рублей получили директора школ, открывшие на базе своих учебных заведений дошкольные отделения. Средства на эти цели выделены из областного бюджета. Дошкольные отделения предназначены для детей 5-6 лет и рассчитаны на 40-50 человек.
Последние три года в Кузбассе проводится активная работа по возвращению и реконструкции зданий бывших детских садов, строительству новых, но пока ее темпы недостаточны – очередь в детсады составляет около 20 тысяч человек. Поэтому губернатор области обратился к главам городов и районов и директорам школ с предложением создать подготовительные группы в школах. Директорам гарантирована поддержка из областного бюджета на оборудование таких групп.
Комментарии