Во времена перестройки, осмелюсь предположить, больше всего люди радовались тому, что наконец-то будет «свобода слова»! Считалось, что в застойные времена в периодической печати «шли» только заказные статьи: в основном о растущем благосостоянии и всеобщем умиротворении, о дружбе и любви всех народов.
Думали: все, вздохнем спокойно, газеты станут интереснее, по ТВ можно будет услышать больше правды. Михаила Булгакова наконец будем читать не в рукописном фотоэкземпляре (было и такое!), а в хорошо изданной книге…
К сожалению, сейчас заказных статей в газетах и телепередач стало еще больше. «Заказывают» абсолютно все. Когда эти заказы не затрагивают школу, можно отмахнуться от чепухи или забыть услышанное. Но когда «мышиная возня» затрагивает школу, хочется крикнуть: «Оставьте детей в покое! Не втягивайте их в свои игры!» Однако защитить своих подопечных мы, учителя, часто не можем.
Поясню на примере. В начале сентября прошло несколько передач по центральным каналам ТВ о том, нужно или не нужно вводить «Православную культуру» в школьный учебный план. Были высказывания как «за», так и «против». В нашу школу приехали журналисты с телеканала НТВ. Проводили «независимое» расследование. Учителей от участия отстранили, в лучшем случае мы остались сторонними наблюдателями. В основном для интервью выбирали учеников нерусской национальности. В десятом классе на уроке биологии спросили Аяза: «Как вы относитесь к введению православия в учебный план?» Он ответил так: «Считаю, что, изучая «Православную культуру», я лучше узнаю культуру страны, в которой я живу. Конечно, я мусульманин и хотел бы изучать и ислам». Ответ слышали все одноклассники. Но по телевизору они услышали: «Я мусульманин и хочу изучать ислам».
На другой день после выхода в эфир телепередачи у детей и учителей только и разговоров было, что об этой передаче. Зачем втягивают в грязные игры детей? Когда интервью берут наедине – понятно. Можно все поставить с ног на голову. Но весь класс слышал одно, а по ТВ увидели и услышали совсем другое.
О каком духовно-нравственном или просто нравственном воспитании может идти речь? О какой «активной позиции молодежи» можно говорить и нужна ли эта позиция вообще? Ребята озадачены. Значит, можно подтасовать любые факты, сфабриковать любые документы и сфальсифицировать любой социологический опрос.
Таисия БАТАЕВА, учитель математики и социальный педагог школы №20, Белгород
Комментарии