search
main
0

Вселенная слияния. Еще в школе можно воспитать интеллектуально развитую личность

«Гимназия – это вселенная, где мир взрослых, мир каждого ребенка сливается в единое целое. Высокие духовные и моральные принципы педагогов, учащихся, родителей создают атмосферу детства, в которой формируются качества учеников, их культура, мотивация к образованию, понимание его ценности. Это то место, где зарождается будущее России, благополучие будущих поколений. Одна из важнейших задач гимназии – создание такого образовательного пространства, в котором максимально реализуются возможности каждого ученика как залог его успешной социализации». Так считает директор гимназии №1517 Алексей БАРЕНБАУМ. Возможно, именно этот его подход и предопределил победу в конкурсе инновационных школ, и гимназия стала лауреатом Премии Президента России.

Багаж формулы успеха

«Не сложно? Вот тебе потруднее задачка» – по такому принципу здесь формируют стремление к развитию ученика, подстегивая его интеллектуальный азарт все более усложняющимися заданиями. Потребность к самопознанию становится неотъемлемой частью жизни ребенка. Возможно, она переходит и в его взрослую жизнь.

В гимназии реализуется образование повышенного уровня сложности по всем предметам. Начиная с 5-го класса ребята определяют свой образовательный профиль. Выбирают они любое из направлений: физико-математическое, экономико-правовое, медико-биологическое, гуманитарное. А в 10-м факультативное углубление по профильным предметам подкрепляется еще и широким спектром познавательных элективных курсов. Это курсы по компьютерной графике, математической логике, зарубежной литературе, религиям мира, основам государства и права, мифам и мифологиям, латинскому языку и античной культуре, основам психологии, деловому английскому, немецкому, французскому, европейскому этикету, основам менеджмента, страховому предпринимательству. И подготовка в сфере «Инвестиции. Банки. Фондовый рынок».

Приоритетным направлением деятельности гимназии является использование проектно-исследовательских технологий образования на мультимедийной основе. Судя по наблюдениям педагогов, оно наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в деятельный субъект. Ребенок вместе с учителем, под его контролем и самостоятельно учится работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями. Это сотрудничество помогает юному пользователю выделять главную мысль, структурировать текст, проводить сравнительный анализ, ориентироваться в информационном пространстве – овладевать, таким образом, новым знанием далеко за рамками школьных программ.

Две трети гимназистов учатся на «4» и «5». Многие ученики участвуют в окружных, городских, федеральных олимпиадах, творческих конкурсах, научно-практических конференциях по исследовательской деятельности. И побеждают. Выпускники неизменно радуют своими золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» и поступлением в самые престижные вузы. Это говорит о том, что некая формула успеха гимназией найдена. Попробуем разобраться, в чем она заключается.

Эксперты и партнеры

Основной своей целью 1517-я провозглашает подготовку творческого и интеллектуального потенциала общества. И на самом деле гимназия предоставляет учащимся оптимальные возможности для развития, способствует овладению навыками поискового мышления, готовит к активной деятельности и руководству современным производством, формирует высокую конкурентоспособность учащихся на рынке труда за счет развития личной активности, нацеленности на успех.

Здесь созданы клубы для тех, кто хочет большего: «Юный математик», «Юный медик», «Юный археолог», «Юный экономист». Руководят ими не только учителя, но и преподаватели МГУ, Московского авиационного института, Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Российского государственного медицинского университета, специалисты Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Института истории и археологии РАН.

Гимназия работает в рамках государственной экспериментальной площадки по теме «Обучение учащихся по индивидуальным образовательным программам».

Гимназисты занимаются научными исследованиями. Результаты выполнения проектов остаются в виде лабораторных работ, демонстрационных и информационных стендов, методических разработок, программных продуктов. Деятельность учащихся ведется под руководством научных работников вузов, научно-исследовательских институтов, музеев. К экспертизе детских работ привлекаются ученые из Политехнического и Пушкинского музеев, Московской городской станции юных натуралистов, Боткинской больницы, института «Гидропроект». Часто стены гимназии становятся тесными для разработки той или иной темы, и исследование переходит в лабораторию вуза, больницу, археологическую, экологическую экспедиции. В сборнике «Исследовательская деятельность учащихся» собраны наиболее значимые работы.

Поддерживая тонус

В гимназии разработана и действует программа «Здоровье», основной целью которой является пропаганда здорового образа жизни. В дополнение к двум урокам физкультуры третий проводится по специальному расписанию в бассейне, расположенном недалеко от гимназии. Во второй половине дня работают спортивные секции, проводятся занятия в тренажерных залах.

Воскресные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» помогают сохранить здоровье детей, способствуют укреплению нервной системы, формированию физически и психически здоровой личности.

Комфортность учебно-воспитательного процесса обеспечивается психологической службой гимназии. По данным анкетирования, 97% родителей и 92% учащихся полностью удовлетворены обучением в гимназии.

Цель воспитательной системы гимназии – здоровый, внутренне свободный, творческий человек, способный к саморазвитию и самоактуализации. Большой интерес у учащихся вызывают предметные недели, развивающие интерактивные игры, такие, как «Дебаты», «Защита коллажа», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звездный час».

А что же сами дети?

А они творят. Мечтают, эмоционально впитывают весь этот школьный дух и пишут. Мне хочется привести здесь произведение трех десятиклассниц. Светлана Белова, Юлия Ваничева, Елена Отставнова описывают свой класс.

«Темной тоскливой ночью, сидя на подоконнике с карандашом в руке и со старым, потрепанным дневником на коленях, я пытаюсь собрать из обломков прошлого маленькую статуэтку, имя которой – жизнь. У нее будут печальные глаза, обращенные к небу, длинные волосы, развевающиеся на вымышленном ветру, она будет сидеть на маленьком островке, обняв колени, а вокруг нее разбросаны письма и фотографии людей, заполняющих все пространство ее сердца. И если перелистать дневник назад, то почти на каждой странице можно будет прочитать два незамысловатых слова «наш класс». Это маленький мир со своими нравами и традициями, в котором каждый неповторим и уникален по-своему; это своеобразный организм, где кто-то отвечает за сердце и совесть, кто-то за мыслительную деятельность, а кто-то за чувство юмора. Здесь нельзя спрятать свой талант (если он, конечно, есть), нельзя скрыть свои недостатки, здесь все на виду, и это здорово, ведь только так можно себя по-настоящему оценить. Да и кому понравится безупречный человек? Все идеальное пугает и настораживает.

В нашем классе никто не навязывает свое мнение относительно чего-либо или кого-либо, каждый остается при своем. Правда, порой тяжело приходится тому, кто сгоряча выделится при всех своим отношением к данному вопросу, а потом, подозревая, что не прав, уже не может признать ошибки, но хуже, если человек сразу сдает свои позиции.

А теперь стоит рассказать и о нашем классном руководителе, Светлане Евгеньевне. Это интересный человек, который, несмотря ни на что, очень нас любит, только ее любовь основывается не на словах, а на действиях. Бесконечные табели с отметками, чтобы мы смогли не только «порадовать» родителей, но и сориентироваться в сложившейся ситуации. Да дело вообще не в этом, главное, что, что бы ни случилось, Светлана Евгеньевна обязательно поймет, и на нее всегда можно положиться, ей интересен каждый из нас. И за это ей большое-большое спасибо!

Слово «класс» можно понимать по-всякому: как временное укрытие от самостоятельной жизни или, напротив, – первое ее проявление, как бесцельное место и время препровождения, или наоборот. Но как бы там ни было, необыкновенное счастье знать, что ты – часть этого маленького мира и что он тебе очень нужен».

Развитие в развитии

Гимназия №1517 – стабильно развивающееся инновационное образовательное учреждение. Программу развития утверждает совет гимназии, включающий в себя администрацию, учителей, учеников и родителей.

Здесь налажены тесные плодотворные связи с библиотеками иностранной литературы и Научной педагогической библиотекой имени К.Д.Ушинского, МГУ, МАИ, РГМУ, Высшей школой экономики, Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, с Общественным общероссийским движением поддержки флота.

Ученые, сотрудники вузов осуществляют научно-методическое руководство работой научно-методического совета, учебно-методических кафедр, ведут преподавание профильных предметов, элективных курсов для учащихся, а также участвуют в программах дополнительного образования.

В 1990 году общеобразовательная школа №88, чьим преемником является гимназия №1517, заключила договор о сотрудничестве с МАИ и стала школой с выраженной физико-математической направленностью, которая была выбрана в результате социологического мониторинга мнения родительской общественности. Через два года по запросу социума было организовано углубленное естественно-научное направление, был заключен договор о сотрудничестве с РГМУ. Сотрудники вуза стали вести преподавание химии и биологии в профильных классах по углубленным программам, наладилось методическое сотрудничество с вузом по данному профилю. В 1994 году интерес учащихся и родителей к экономическому и правовому образованию возрос настолько, что были организованы экономико-правовые классы, и в целях усиления методической поддержки данного направления были заключены договоры с Новым юридическим университетом, с Высшей школой экономики, с экономическим факультетом МГУ. В 1994 году школа №88 была реорганизована в гимназию №1517 на основании анализа педагогической деятельности.

Выпускник гимназии – это интеллектуально развитая личность, владеющая навыками поискового мышления, готовая к активной, инициативной деятельности, с высоко сформированной конкурентоспособностью на рынке труда за счет развития личностной, эмоциональной устойчивости, позиционированная на достижение успеха, а также психологически готовая к восприятию неуспеха. Таким его стараются здесь воспитать.

Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, которые предоставляет столица. С этой целью в гимназии существует программа экскурсионно-музейной деятельности.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ученика. В гимназии есть библиотека, читальный зал, видеосалон, медиатека с возможностями выхода в интернет, действуют спортивные секции, ведется туристическая работа, имеется возможность выбора факультативных занятий.

Ученическое самоуправление в гимназии обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

В 1517-й работает парламент, орган ученического самоуправления, который позволяет учащимся приобрести личный опыт демократических отношений, создает условия для социализации личности, развивает у учащихся инициативу, ответственность.

Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление гимназических традиций, чему способствуют праздники «Посвящение в гимназисты», «Рыцарский турнир», «Последний звонок», встречи с выпускниками. Гимназисты участвуют в фестивалях «Юные таланты Московии», научно-практических конференциях «Лидер», «Проектная неделя на Северо-Западе», конкурсах чтецов, «Интеллектуальных марафонах», Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства, Открытом чемпионате России по деловым играм, телекоммуникационной конференции «Культура мира в интернете», турнирах в честь М.В.Ломоносова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте