search
main
0

Вселенная действия

«Содружество школьных театров Москвы» - пространство для роста

Этот проект считают огромным подарком те, кто вкладывает душу в развитие артистических талантов детей, кому уже давно хотелось поделиться с москвичами по-настоящему сложившимися и обладающими истинной магией спектаклями, рождающимися в образовательных организациях. Благодаря «Содружеству школьных театров Москвы» сценическому образовательному пространству столицы суждено расшириться, а это невероятная возможность для творческих коллективов прозвучать во весь голос и окрепнуть. А в том, что все в этом проекте по-взрослому, руководители школьных объединений осознали уже на первой же встрече клуба «Московской мастерской театральной педагогики», которую проводил для них народный артист России Владимир Машков.

 

Встреча в школе №1253 – одна из цикла учебных занятий для руководителей школьных театров, которые проходят с ноября 2022 года. Цель мастерской – расширение возможностей педагогов московских школ в получении специальных знаний и практических навыков для профессиональной педагогической работы, связанной с различными формами и жанрами сценических искусств. Спикерами клуба выступают профессиональные режиссеры, актеры театра и кино. Впрочем, поделиться интересным опытом с коллегами смогут и сами руководители школьных театров, если знают: им есть чем гордиться. Встречи клуба проходят раз в две недели на площадках образовательных организаций.

– Я была на замечательном мастер-классе российского актера театра и кино, театрального режиссера, кинорежиссера, сценариста, кинопродюсера, общественного деятеля Владимира Львовича Машкова, который, не скупясь, делился секретами актерского и педагогического мастерства, – сияет руководитель творческой мастерской «Закулисье», куратор «ШАГа в РИТМ» школы №1253 Вера Бар. – Замечательная встреча, бесценная информация и хороший заряд на дальнейшее творчество на благо наших детей и школы. С нетерпением жду новой встречи!

– На этой встрече мне удалось не только почерпнуть много нового, но и принять участие в небольшом интер­активе, – подхватывает ее коллега из 1253‑й школы, педагог театральной студии «Арлекин» Мария Бирюкова. – Я благодарна предоставленной возможности учиться у лучших. Такие встречи вдохновляют, освежают и подталкивают к новым свершениям.

И все же в любом деле важно начало. До зажигательного выступления Владимира Львовича перед педагогами состоялась пресс-конференция, где любимый артист вместе с министром правительства Москвы, руководителем Департамента образования и науки города Москвы Александром Молотковым и начальником Управления театров и концертных организаций столичного Департамента культуры Натальей Дрожниковой смогли ответить на вопросы СМИ и студентов театральных и педагогических колледжей и вузов, зачем школьникам нужно погружение в творчество и что даст «Содружество школьных театров Москвы» энтузиастам, посвятившим себя прекрасному. Модератором выступил заместитель руководителя ДОНМ Антон Молев:

– Когда мы пришли в гости в Московскую театральную школу Олега Табакова, первое, что мы там увидели, – портрет Льва Семеновича Выготского. Для педагогов и психологов понятный образ. Но что он делает в театре? Оказывается, самое важное в искусстве – осмысление, осознание себя. И наше содружество обрело смысл.

Владимир Машков называет Выготского путеводной звездой и цитирует: «Искусство – важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни».

– Театр в школе – прекрасная возможность взаимодействия внутри коллектива, передачи культурных ценностей, – отмечает министр Правительства Москвы Александр Молотков.

Проект «Содружество школьных театров Москвы» – площадка для постоянного взаимодействия, обмена опытом, сотрудничества, повышения квалификации руководителей школьных театров. На портале проекта можно найти все необходимое для участия в этом содружестве – афиши, библиотеку сценариев, методическую поддержку. Собрана уникальная коллекция пьес, которые можно поставить с учениками любых возрастов, разработаны типовые программы дополнительного образования, в ближайшее время будет записан целый цикл видеоуроков, которые помогут руководителям детских театров в работе.

– Мы взаимодействуем с Департаментом образования и науки уже не первый год, – констатирует начальник Управления театров и концертных организаций Департамента культуры города Москвы Наталья Дрожникова. – В рамках проекта «Школы в театре» дети могут посещать постановки в театрах столицы. А благодаря проекту «Театр в школе» – сами принимать в них участие. В этом году к нему присоединились все московские театры и адаптировали спектакли для возможности выезда в школы Москвы. Режиссеры московских театров проводят мастер-классы для учеников и педагогов. Мы рассказываем детям, что такое театр, но не ставим задачу сделать их всех артистами. Важно, что подопечные начинают говорить со сцены, преодолевать внутренние комплексы, и это становится богатым русским наследием.

Проект «Содружество школьных театров Москвы», который объединил детские и молодежные театры образовательных организаций столицы, стартовал в начале 2023 года. Это открыло новые возможности для детей и педагогов. В нем уже 15 тысяч человек, с каждым днем участников становится больше. Проект разработан в рамках федеральной инициативы. Его оператором выступает Московский центр «Патриот.Спорт» столичного Департамента образования и науки.

В детских и молодежных театрах на одной сцене выступают дети, родители, учителя и выпускники. Руководители школьных театров – педагоги, влюбленные в драматургические решения.

– Мы призвали профессиональное сообщество договориться об общих принципиальных подходах: что есть вообще театральное искусство (с точки зрения профессионалов) и в какой мере эти ключевые подходы уместны на школьной сцене и в диалоге со школьниками, – пояснил руководитель Департамента образования Александр Молотков.

Проект не нацелен на подготовку школьников к будущему поступлению в театральные вузы. Главная цель «Содружества школьных театров Москвы» – позволить подросткам показать себя, помочь преодолеть психологические преграды и улучшить свою речь. Также с помощью школьных театров дети смогут наладить общение между собой и развить эмпатию. Но школьные спектакли могут выйти за рамки учебных заведений и войти в столичные афиши, в этом уверены многие.

– Пока это мечта, я надеюсь, что она сбудется, – говорит Александр Молотков. – Мы очень хотим сделать так, чтобы хорошие школьные спектакли вошли в театральную афишу Москвы и была возможность для этих спектаклей быть представленными на профессиональной сцене.

– Мне кажется, нужно ставить очень большие цели, – уверен Владимир Машков. – Это нужно молодости, наполненной силой жизни, эмоциями и правдоподобием чувств. Каждый человек что-то делает хорошо, что-то – нет. Но даже любую глупость надо делать хорошо, может, она станет чем-то очень интересным.

Московская театральная школа Олега Табакова, которой сегодня руководит народный артист России Владимир Машков, уже давно поддерживает детские и школьные театры:

– Прежде всего мы готовы поделиться опытом такой практики. Поверьте, такая деятельность – это наука. Профессия актера, как и любая другая, требует постоянного обучения.

В эти дни как раз проходит фестиваль-конкурс «Живая сцена», в мае победителей в этом творческом состязании будет оценивать классическое жюри, но это не только личностная оценка, это анализ деятельности школьного театра в целом. По словам именитого актера, в будущем может появиться база талантливых молодых артистов.

– Самое верное слово для театра – «любить». Константин Сергеевич Станиславский начал свою научную деятельность в любительском театре. Нельзя стать профессионалом, если вы искренне не любите то, чем занимаетесь. Театр учит добиваться цели, это вселенная действия, – считает Владимир Машков.

Лора ЗУЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте