search
main
0

Всех под одну гребенку. или На евростандарт, равняйсь

Еще полвека назад один американский адмирал сказал так: «Серьезность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что угрожает нам своей системой образования». Теперь наша задача создать такую «угрозу» для США и других стран мира своей модернизированной системой образования. Мы должны войти в мировое сообщество как страна с лучшим отечественным образованием. Весь вопрос в том, как мы туда войдем?

Сегодня много говорят о вхождении России в Болонский процесс, у многих сложилось к нему довольно сложное отношение. Но я обратил внимание, что очень часто отношение это базируется на довольно превратных представлениях о том, что это такое. Мы сосредотачиваем свое внимание на трех аспектах: на двухступенчатой системе образования, на кредитной системе обучения студентов (кредит в этом случае – количество прослушанных часов по тому или иному курсу) и на повышении качества образования. Но на самом деле к этому Болонская тема не сводится. Болонский процесс и Болонская декларация – суть разные вещи.

Три десятка лет назад целью Болонского процесса было противопоставление высшего образования Европы высшему образованию Советского Союза. Сегодня такой цели нет, нет и конфронтации высшей школы в мире, теперь мы уже говорим о том, как важно нам включиться в Болонский процесс. И если Болонская декларация нами уже подписана, то включение в Болонский процесс – дело кропотливое, длительное, требующее от нас анализа того, что нам надо менять, а что сохранять как достоинства национальной образовательной системы.

На Западе, скажем, за три года подготавливают специалиста, потому что больше времени не могут затрачивать по материальным соображениям. Да, у европейских стран нынче нет на это денег, потому что официально высшее образование во многих государствах доступно каждому: там в частных высших учебных заведениях учится один процент от общего количества студентов, в России – почти 14%. Но если мы ориентируемся на Западную Европу, в этом случае нам не нужно так сильно ее обгонять. Ведь по официальным данным, 550 россиян из каждой тысячи живут на один доллар в день. Платить за образование им нечем. В то же время у нас (по официальным данным) «мертвым грузом» лежит 181 миллиард долларов. Это золотовалютные запасы, разного рода резервы. На образование в год страна тратит 4 миллиарда. Все ветви власти говорят, что отдают приоритет образованию, но вот нужные образованию средства, которые есть в достаточном объеме, отдавать не спешат. Так что мы попадаем в положение тех европейских университетов, которым средств недостает и опыт которых нам предлагают автоматически копировать.

Нам нужно внимательно отнестись к программам подготовки специалистов. Можем ли мы дать диплом за такой же срок? Можем, но на Западе за это время студентов обучают двум-трем гуманитарным программам, а у нас принято давать солидную фундаментальную подготовку. В связи с этим возникает естественный вопрос: будет ли повышено качество российского высшего образования, если оно откажется от свойственной ему фундаментальной подготовки и перейдет на ускоренную и облегченную подготовку своих студентов? Думаю, о повышении качества тут разговор вести не приходится.

Нас чуть ли не насильно стараются подравнять под европейское образование, ставя под сомнение даже те достижения отечественной высшей школы, которые признаны всем мировым образовательным сообществом. Для этого нам прежде всего стараются привить чувство собственной неполноценности.

Нам нужно включаться в Болонский процесс хотя бы потому, что министр экономического развития и торговли Герман Греф толкает нас на путь, противоположный европейским традициям и тенденциям развития. Вся Европа идет по пути расширения рамок бесплатного образования, а Герман Оскарович хотел бы видеть российское образование (начиная с дошкольного!) сплошь платным, предназначенным для людей состоятельных.

Юрий ДАВЫДОВ, ректор Пятигорского лингвистического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте