search
main
0

Всех нас объединил музей космической славы. Ценный экспонат

У директора школы забот немало, однако по-настоящему мудрые руководители всегда находят время для воспитательной работы, понимая, что от этого зависит в целом жизнь школы, ее учителей и учеников. Сегодня мы расскажем на примере двух школ Омской области, как идет формирование толерантности у подрастающего поколения, сохранение и развитие национальной культуры.

Музейная педагогика сейчас в моде. Музеи вырастают как грибы, превращаясь в лучшем случае в школьную достопримечательность. Предполагается, что они должны участвовать в гражданском воспитании подрастающего поколения. Как сделать так, чтобы это происходило на деле? Мы выбрали для школы общественный статус «Адаптивная школа». Это значит, главное –  создание культуротворческой среды. Одним из элементов этой среды стал  образцовый музей космической славы им. К.Э.Циолковского. Музей – центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.С его помощью мы пытаемся воспитывать у детей  чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества. Развиваем толерантность, расширяем и углубляем знания детей по космическому и авиационному краеведению плюс формируем знания и умения по основам музейного дела, работаем над проектами.  Музей открыт для всех – соединяет воедино поколения разных лет. И это хорошо, но мало. Возникла потребность в интеграции музееведения с другими образовательными дисциплинами. На  уроках русского языка широко применяем информационный материал базы данных музея. Результат: на конкурсе научно-технических проектов по космонавтике «Звездная эстафета» в Звездном городке представленные исследовательские работы отмечены дипломами 1-й и 2-й степени, путевками во Всероссийский детский центр «Орленок». На уроках изобразительного искусства ученики, ознакомившись с творчеством художников-космонавтов Алексея Архиповича Леонова, Владимира Александровича Джанибекова, организуют проектную деятельность. В результате проект детского объединения «Звездочет» награжден грамотой участников финала Всероссийской открытой 7-й олимпиады «Созвездие» в номинации «Конкурс творческих работ» в Королеве,  проектные работы «Вселенная глазами маленького принца» стали дипломантами конкурса в рамках Международной научно-практической конференции «Пилотируемые полеты в космос» в Москве.При изучении тем по истории Отчества применяются стендовые доклады «Участники Афганской и Чеченской войн», рефераты, встречи в музее с участниками войн. Создан банк данных о ветеранах Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, выпускниках школы №55. Эта работа способствует воспитанию, освоению знаний о важных событиях отечественной истории. При реализации регионального компонента по краеведению используется материал разделов музея  «Улицы города ведут рассказ», «Герои неба и земли», «Омская орбита», «Космическая эра омских предприятий». При изучении темы «Атмосфера» широко используются раздел «Космос – Земле», знакомство с макетами навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, космическим спутником спасения «Коспас», которые разработаны конструкторским бюро и изготовлены специалистами омского ПО «Полет». Это позволяет развивать  интерес к родному краю, окружающей среде.При изучении тем географии «Гидросфера», «Топография» используется музейная информация «Космические снимки на службе у Земли», по темам «Географические координаты»  – позывные космонавтов для определения географических координат. Дети получают навыки анализа информации, которые необходимы для изучения географических объектов и явлений, решения экологических проблем. На уроках физики используются уроки из космоса, записанные летчиком-космонавтом Александром Александровичем Серебровым во время космического полета на корабле «Мир».Одно из направлений работы музея –  формирование потребности в здоровом образе жизни. Ежегодно в школе проводятся соревнования на приз героев-космонавтов по футболу, по оздоровительной аэробике, по плаванию. Музей играет роль и в предпрофильной подготовке.  Освоение экскурсоводческих знаний способствует продолжению образования. Аэрокосмическое образование предполагает широкое знакомство с историей авиации и космонавтики Советского Союза и России,  работу в музейных фондах. В результате почти сотня  выпускников нашей школы связали свою жизнь с авиацией и космонавтикой.Гордость музея – его актив, занимающийся поисково-исследовательской работой. Ребята выступают с проектами на конкурсах разного уровня. Музей позволяет вести систематическую работу с одаренными детьми, наблюдая за индивидуальным развитием интеллектуальных способностей начиная с начальной школы. Развитие творческих начал – посещение экскурсий других учебных и государственных музеев. Тесную связь поддерживаем с музеями РОСТО, с народным музеем ОЛТК ГА им. Ляпидевского, музеем кадетского корпуса, народным музеем ПО «Полет», ПО «Электроточприбор», со школьными музеями города. Сегодня можно говорить о традициях, заложенных воспитанниками музея: прием в члены детского объединения, камень верности музея, открытие звезды на малой Вселенной, традицией стали встречи воспитанников с представителями совета мудрейших, с ветеранами ПО «Полет». Выпускники музейного движения, ветераны рассказывают о своей деятельности.  Это позволяет подросткам реально ощутить нерушимую связь поколений, испытывая чувство гордости за страну, в которой они родились и растут. Неразрывна связь с родителями обучающихся. Когда-то давно они сами были членами музея, а теперь приходят в музей уже со своими детьми, внуками.​Михаил МИХАЙЛОВ, директор средней школы №55, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте