Заканчивается мой шестой учебный год в Башкирской гимназии-интернате, где я работаю тренером по шахматам. В этом году набрал себе первоклассников в основном из первого класса Рины Дамировны Гилязовой. С этой замечательной учительницей сотрудничаю не первый год.Азы шахматной науки за год мои ученики сполна освоили. И как итог – многоэтапный турнир, в котором все приняли участие. Сильнейшими шахматистами оказались Костя Мухтаруллин, Рустам Калимуллин и Ратмир Шаймарданов. Конечно, я на грамоты и призы не поскупился. То-то радости было!
Думаю, что из наших бесед о музыке, поэзии, спорте, профессиях, об армии и астрономии ребята тоже почерпнули немало. Я старался раскрыть им сложность и многообразие жизни, в которой шахматы лишь маленькая часть ее. Польза от наших занятий и общения, конечно, обоюдная. Я заряжаюсь от детей оптимизмом, энергичностью и задором. Еще они открывают мне свой мир детства. Я вижу, как они становятся увереннее в своих суждениях, добрее. Убежден, физическая подготовка нужна и в шахматах. Потому устраиваем футбольные баталии. Ох как мы играем, носимся! Сколько эмоций, азарта, веселого смеха! И сколько радости, что рядом с ними взрослый бегает. Правда, мне непонятно, взрослый ли я в это время? Мне кажется, я вновь погружаюсь в эти минуты в детство. А впрочем, мне близко высказывание Льва Толстого «От пятилетнего ребенка меня отделяет только шаг».Кое-чему учусь у детей. Они сейчас в электронной технике разбираются быстрее нас. Купил недавно фотоаппарат, сразу же принес в гимназию. Они сразу разобрались и все мне показали, и инструкция не понадобилась. Если с сотовым телефоном возникают проблемы, опять к ним обращаюсь. А уж про компьютер и говорить нечего! Бывает, трудности для себя я и специально ищу, знаю как педагог, что, увлеченно помогая взрослому, дети учатся быстрее решать практические задачи.Я люблю свою работу, люблю своих учеников, стараюсь быть с ними искренним и откровенным. Они это чувствуют. Всегда знаю, что у них творится в классе, дома или во дворе. Недавно мальчик пришел ко мне на занятия, а в ушах наушники. Спрашиваю: «Что слушаешь?» – «Виктора Цоя!» У меня шок. Мальчику-то семь лет! Сначала я подумал о случайности его выбора, но когда стал с ним говорить, оказалось, что он знает его творчество не хуже меня.Другой говорит мне, как хорошо было бы, если бы на деревьях вместо листиков росли чипсы! Ну что тут скажешь, красочная картина, а уж чипсы-то они все любят.А как забавно видеть, когда дети бессознательно меня копируют! Как будто себя со стороны вижу. О своей работе и о своих учениках я могу рассказывать бесконечно, поскольку очень люблю свою работу. Ощущаю себя востребованным и нужным детям, обществу. И я счастлив. Анатолий БУТОРИН, педагог дополнительного образования, Нефтекамск, Республика Башкортостан
Комментарии