search
main
0

Всегда возможны варианты

​С каждым годом в Москве увеличивается количество вариативных форм дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольные учреждения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительно расширился круг детей, включаемых в систему образования. Правительство Москвы и Департамент образования приняли нормативно-правовые документы города, позволившие создать условия для реализации права детей дошкольного возраста на образование, решения вопроса пошаговой доступности и включения в систему образования детей, ранее считавшихся необучаемыми, например, детей с ранним детским аутизмом, синдромом Дауна.

В 2006 года в Москве используют такие вариативные формы дошкольного образования, как лекотеки, службы ранней помощи (СРП), центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР), консультативные пункты (КП), которые открываются как структурные подразделения образовательных учреждений.В центрах игровой поддержки ребенка развивают детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Большое значение в ЦИПР уделяется эмоционально-личностному развитию каждого ребенка и доброжелательному взаимодействию его с присутствующими взрослыми и сверстниками, а также двигательной активности малышей, что помогает в развитии общей моторики и благотворно сказывается на развитии мышления и речи.В Северном округе в Центре развития ребенка №2721 работают два подразделения – Центр игровой поддержки ребенка и группа кратковременного пребывания «Группа развития». Малыши посещают ЦИПР вместе с мамой. В ходе игровых сеансов педагогический коллектив придерживается единой сюжетной линии, построенной с использованием сюжетов сказок, стихов, произведений устного народного творчества, активно использует игрушки и атрибуты в соответствии с заданной темой. Интересен опыт работы с водой с детьми раннего возраста, ведь вода несет в себе функцию релаксации, помогает снять накопившуюся усталость и эмоциональное напряжение. Специалисты и родители отмечают, что организация совместной игровой деятельности взрослого и ребенка не только помогает созданию положительных эмоциональных отношений, но и влияет на общее психическое благополучие малыша. Сроки адаптации для детей, посещающих ЦИПР и группу кратковременного пребывания, при поступлении в группы детского сада значительно меньше, процесс адаптации проходит легко.Служба ранней помощи и лекотека – структурные подразделения, которые могут осуществлять свою деятельность в составе различных образовательных учреждений – дошкольных образовательных учреждений, учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Службы ранней помощи и лекотеки посещают дети с нарушениями развития и рисками их возникновения, а также члены их семей. Специалисты этих подразделений реализуют индивидуально ориентированные коррекционно-развивающие программы для детей, преимущественно в процессе игровой деятельности, проводят работу по психологическому сопровождению семьи. Все формы работы с детьми предполагают обязательное активное участие родителей. В этих целях проводятся консультации родителей и групповые тренинги. Для детей со сложной структурой дефекта и детей-инвалидов предусмотрены домашние визиты специалистов.В детском саду компенсирующего вида №1020 открыта служба ранней помощи, которая специализируется на оказании психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения и их семьям. Основой коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста, проводимой в структурном подразделении «Служба ранней помощи», стали развитие и коррекция зрительного восприятия. В коррекционной работе используют разнообразные игры, которые имеют стимулирующий характер. Особенно важны для развития и коррекции игры познавательного характера, которые сосредоточены на предметах, требующих зрительного внимания и активизации работы зрительных функций. Именно такие игры развивают зрительное восприятие и дают малышу разнообразный опыт, помогают облегчить социальное и когнитивное научение. Правильно построенная коррекционная работа, проводимая совместно с лечением зрения, способствует предупреждению инвалидности и социальной дезадаптации детей раннего возраста, имеющих нарушение зрения или входящих в группу риска по зрению.В рамках реализации проекта «Разработка целостной модели инклюзивного дошкольного учреждения на базе детского сада комбинированного вида» коллектив детского сада комбинированного вида №385 разработал систему включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду типично развивающихся сверстников: лекотека – группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» – инклюзивная группа. Лекотека в инклюзивном детском саду дает возможность организовать обследование ребенка в динамике, развивать его коммуникативные навыки, постепенно знакомить его с повседневной жизнью детского сада, а также налаживать конструктивное сотрудничество с родителями этих детей и готовить семью к включению в социальное пространство «родители – дети – сотрудники детского сада». Цель работы специалистов лекотеки заключается в целенаправленной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к включению в группу типично развивающихся сверстников. На протяжении всего инклюзивного процесса здесь реализуют психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка, осуществляют формирование принимающей позиции у сотрудников учреждения, нормально развивающихся сверстников и их родителей, проводят мероприятия, направленные на взаимное принятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного процесса.Консультативные пункты позволяют получить психолого-педагогическую помощь родителям и их детям от 1 года до 7 лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения. Консультативные пункты выполняют важную роль в профилактике различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного и раннего возраста. Базовый консультативный пункт в Северном округе открыт в детском саду комбинированного вида №525. Квалифицированные специалисты проводят комплексную первичную диагностику детей до поступления в общеразвивающие группы детских садов, что позволяет своевременно выявить трудности и проблемы развития ребенка, определить образовательный маршрут с учетом индивидуальных особенностей, подобрать форму работы, программу и образовательное учреждение, способствуя улучшению качества образования. В консультативном пункте разработана индивидуальная карта развития ребенка, включающая в себя основные показатели развития дошкольника. Для повышения родительской компетентности, укрепления взаимодоверия родителей и специалистов, а также для обеспечения единого педагогического подхода в КП используют и такие формы работы, как проведение праздников, «капустных» дней, Школы настроений, а кроме того, используют электронную библиотеку, общение на форуме сайта, организацию выставок «Семейный калейдоскоп», «Рождественская мастерская», «Пасхальный вернисаж», ежемесячный выпуск газет «Совенок», а также заседания клубов «Василисы Премудрые», «Мама, папа, я – счастливая семья», «Я – молодая мама».Таким образом, система вариативных форм дошкольного образования Москвы решает целый комплекс задач, связанных с образовательными потребностями семей, дети из которых не посещают дошкольные образовательные учреждения. Эта система в настоящий момент стала необходимым звеном обеспечения дошкольного инклюзивного образования: консультативный пункт – служба ранней помощи (лекотека) – группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» – инклюзивная группа.В результате дошкольные образовательные учреждения, открывшие несколько вариативных форм, фактически представляют собой мини-центры, которые оказывают комплексную психолого-педагогическую помощь ребенку и его семье и предоставляют образовательные услуги как детям с нормативным развитием, так и детям с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в каждом районе Северного округа есть вариативные формы дошкольного образования.Виктор ЯРЫГИН, директор ПМСЦ «Лекотека»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте