В книге основателя Психологического института Российской академии образования Георгия Челпанова «Психология и школа» (1912 г.) исследование одаренности названо в числе главных областей психологии как необходимое для решения основной социально-педагогической проблемы – индивидуализации воспитания и обучения подрастающего поколения.
В 20-х – начале 30-х годов в институте были выполнены исследования, посвященные разработке методов выявления и обучения одаренных детей, соответствующие уровню мировой науки и даже в некоторых аспектах превосходящие его. Однако в 1936 году эти исследования были запрещены как противоречащие идеям всеобщего равенства. Тем не менее изучение проблем одаренности и ее развития продолжалось в качестве важного направления в психологии индивидуальных различий, способностей, мышления, творчества. Сотрудники института, среди которых прежде всего следует назвать Б. Теплова, Н.Лейтеса, Э. Голубеву, достигли выдающихся успехов в разработке теоретико-методологических основ психологии способностей и одаренности. Однако апробацию результатов исследований и внедрение новых разработок в практику воспитания и обучения одаренных детей долгое время не разрешали. Лишь в 1989 году было принято решение коллегии Госкомитета СССР по народному образованию «Об очередных мерах по выявлению и воспитанию особо одаренных учащихся». На основании этого решения в Психологическом институте была образована первая в стране лаборатория психологии одаренности под руководством действительного члена АПН СССР (ныне Российской академии образования) А.Матюшкина.Основные задачи научно-исследовательской деятельности лаборатории включают теоретическое и экспериментальное обоснование психологических основ выявления и развития одаренности на этапах дошкольного и школьного детства разработку и адаптацию методов и методик системной диагностики детской одаренности, мониторинга ее развития и оценки эффективности учебных программ и курсов; создание и внедрение инновационных технологий развивающего обучения для детей с разными видами и уровнями одаренности; разработку рекомендаций для педагогов и родителей одаренных детей. Решение этих задач направлено на построение целостной системы психолого-педагогической поддержки и сопровождения одаренных детей в обучении, а также оказания необходимой помощи в решении их специфических проблем на всех этапах возрастного развития.Теоретическими основаниями для работ лаборатории прежде всего стали понимание одаренности как целостной, сложной и развивающейся системы свойств личности, разработанное в отечественной психологии, а также современные зарубежные многомерные модели одаренности. В качестве базовых служат концепции возрастной одаренности Н.Лейтеса и творческой одаренности А.Матюшкина. Н.Лейтес понимает под одаренностью особо благоприятные внутренние предпосылки умственного развития, выступающие у ребенка в необычно высокой восприимчивости к учению и более выраженных творческих проявлениях, причем каждый возраст отличает своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам готовность к развитию определенных сторон интеллекта, творческих возможностей и личности в целом. А.Матюшкин считает, что, для того чтобы понять природу одаренности, нужно понимать творчество не как итог психического развития человека, а как источник этого развития. Все специальные способности развиваются из этого общего основания, если они достигают уровня творчества в науке, технике и культуре.Исследования, проводимые в настоящее время в лаборатории, позволяют дополнить, развить и конкретизировать эти идеи целостности, системной организации и возрастной динамики одаренности. При этом общая умственная одаренность детей определяется как высокий творческий потенциал – единая и целостная характеристика ребенка, складывающаяся в процессе его психического развития в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных и других личностных свойств и условий окружения и составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития. Важнейшие внешние предпосылки проявления и раскрытия потенциала одаренного ребенка – благоприятные условия окружения, в том числе школьного обучения, соответствующие его повышенным познавательным возможностям и потребностям. Отсутствие таких условий может препятствовать проявлению и развитию одаренности.Такое понимание одаренности позволяет сфокусировать внимание не столько на уже достигнутых успехах, достижениях, сколько на перспективе развития одаренных детей и обеспечении условий для этого развития в каждом возрасте. К тому же расширяется категория одаренных детей с 1-2% вундеркиндов до 10, 15, а по некоторым данным до 25% детей, повышенные познавательные возможности и потребности которых требуют продвинутого обучения и при его отсутствии могут не проявляться.Сотрудники лаборатории получили результаты, подтверждающие представление об одаренности как творческом потенциале. Е.Белова (старший научный сотрудник, кандидат психологических наук) выделила и проанализировала психологические особенности одаренных дошкольников, проявляющиеся в стойкой познавательной мотивации, выраженной познавательной активности, опережении в развитии когнитивной сферы, большом стремлении к творчеству в игре и других видах дошкольной деятельности. Сегодня определены внутренние и внешние условия развития познавательной и личностной сфер детей дошкольного возраста с разным уровнем одаренности, показано, что процесс влияния социальных условий на развитие одаренности дошкольника предстает как сложное двустороннее взаимодействие, в котором важное значение имеет внутреннее состояние дошкольника. Книга Е.Беловой «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» была переиздана трижды.Лонгитюдные исследования развития учащихся с разными видами и уровнями одаренности на протяжении всего периода школьного обучения с 1-го по 11-й класс провела зав. лабораторией, доктор психологических наук Е.Щебланова. В итоге этих исследований разработана структурно-динамическая модель общей одаренности школьников и основанная на ней психодиагностическая система для выявления, мониторинга и прогноза развития одаренных учащихся, обеспечивающая разносторонность и преемственность показателей их развития. Показано, что в течение школьного обучения происходит увеличение количества, усиление и усложнение взаимосвязей между показателями познавательных способностей и личностных особенностей. Причем в период с 1-го по 5-й класс увеличивается число положительных взаимосвязей показателей умственных способностей с познавательной активностью и надеждой на успех, а в средних и старших классах – отрицательных взаимосвязей показателей интеллектуальных способностей с боязнью неудачи, экзаменационной тревожностью и нарушениями мышления при стрессе. В процессе работы были выделены две мотивационные тенденции: позитивная – направленность на познание и успех и негативная – направленность на избегание неудачи. Познавательное развитие, оцениваемое с помощью учительского рейтинга, тестов интеллекта и креативности, внешкольной активности и успеваемости учащихся, положительно связано с первой тенденцией и отрицательно со второй. С возрастом происходит усиление интеграции компонентов в структуре одаренности, но особенно усиливаются негативные тенденции, которые совпадают со снижением показателей творческих способностей и познавательной активности у одаренных учащихся в 9-11-х классах.Особое внимание в работах Е.Щеблановой уделено изучению неуспешных одаренных школьников, чьи успехи в учебе значительно ниже, чем можно было бы ожидать при их высоких интеллектуальных способностях (по данным тестов, наблюдений, внешкольной деятельности). Щебланова разрабатывает подходы к выявлению проблем таких детей и организации психолого-педагогической помощи в их решении. Этот опыт обобщен в книге «Неуспешные одаренные школьники» (2008, 2011 гг.). И все же большинство одаренных школьников характеризуется более высокими показателями интеллекта, академической самооценки, надежды на успех и низкими показателями боязни неудачи и тревожности по сравнению с менее способными сверстниками. Однако, как показывает проведенное с помощью психодиагностической системы сравнение развития одаренности у школьников в разных условиях обучения, программа, специально ориентированная на возможности и потребности одаренных учащихся, позволяет создать более благоприятные условия для развития их одаренности.В цикле исследований ведущего научного сотрудника, доктора психологических наук Н.Шумаковой разработана концептуальная модель и основанная на ней система развития одаренных детей в условиях школьного обучения. Эта система реализована в инновационной технологии междисциплинарного творческого обучения «Одаренный ребенок» в гимназии Южного округа №1569 «Созвездие» – экспериментальной площадке Психологического института РАО. Гимназия представляет собой уникальное, инновационное государственное образовательное учреждение, реализующее новый подход в образовании детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, обеспечивающее непрерывность и преемственность в обучении и воспитании одаренных детей на всех этапах школьного детства. Со дня открытия гимназии (1992 г.) ее возглавляет лауреат Премии Президента РФ в области образования, заслуженный учитель РФ И.Фокина. Ученики гимназии – лауреаты и дипломанты творческих конкурсов, конференций исследовательских работ, выставок научно-технического творчества, предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов городского, всероссийского и международного уровней. Гимназия «Созвездие» – победитель Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2007».Программа «Одаренный ребенок» представлена относительно самостоятельными, но взаимосвязанными курсами междисциплинарного обучения для каждого года обучения. Особенности построения содержания и методов этой технологии на каждой ступени обучения направлены на то, чтобы высокая исследовательская активность ребенка, проявляемая им в разных формах, его повышенные познавательные возможности имели обильную питательную среду и были востребованы в процессе обучения в школе. Междисциплинарное обучение (МДО) решает широкий круг задач, имеющих принципиальное значение для развития одаренных детей, реализации их творческого потенциала во взрослой жизни: развитие широких познавательных интересов, целостной картины мира, творческого мышления и личности ребенка, рефлексии и саморегуляции, способности к самостоятельному приобретению знаний, исследовательских и коммуникативных умений. МДО также обеспечивает возможность осуществления гибкой дифференциации учебных программ по традиционным предметам, их «приспособления» к повышенным познавательным потребностям и возможностям одаренных детей на основе обогащения; возможность дальнейшего развития и удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей и возможностей во вторую половину дня, в рамках дополнительного образования учащихся.Содержание обучения основано на применении принципа тематической междисциплинарной интеграции. Это предполагает структурирование содержания на основе выделения широких, глобальных тем, что обеспечивает такую гибкость, широту и насыщенность содержания обучения, которые позволяют каждому ребенку найти свою область интересов, изучать эту область и представлять итоги своего изучения в качестве социально значимого результата на занятиях в школе. Метод обучения проблемно-исследовательский, предполагающий собственную активность ребенка по порождению и постановке проблемы, поиску и осуществлению ее решения, обеспечивающий субъективное открытие мира самим ребенком. Принципиально важно, что этот метод позволяет поставить ребенка в позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Программа МДО стала стержнем всей системы, обеспечивающей создание обогащенной развивающей среды для одаренных детей на всех образовательно-возрастных этапах обучения в школе. Эта система включает три основных блока, выполняющих свою функцию на всех этапах обучения: «развивающий блок», представленный системными курсами МДО; «образовательный блок», представленный обогащенными программами по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов; «блок индивидуализации», представленный системой работы со школьниками во вторую половину дня и в каникулярное время.Сотрудники лаборатории психологии одаренности и учителя гимназии разработали и проводят обучающие курсы по программе «Одаренный ребенок» для педагогов образовательных учреждений. Эту программу в настоящее время реализуют более чем в 200 гимназиях, лицеях, гимназических классах Москвы и других городов России – Волгограда, Екатеринбурга, Каменска-Уральского, Липецка, Мурманска, Нижнего Новгорода, Омска, Самары. Учебные пособия, разработанные сотрудниками Лаборатории психологии одаренности ПИ РАО и педагогами гимназии «Созвездие», широко используют в работе с одаренными детьми по всей стране. В 2011-2012 гг. под руководством Н.Шумаковой подготовлены и опубликованы в издательстве «Просвещение» пособия для учителей по развитию исследовательских умений школьников в соответствии с новыми стандартами образования. Авторский коллектив ученых и педагогов гимназии под руководством Н.Шумаковой награжден Премией Президента РФ в области образования за разработку и внедрение инновационной системы поддержки интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей и подростков в школьном обучении.
Комментарии