search
main
0

Всегда оставаться человеком

Тема «Новый порядок». Цели: помочь ученикам осознать значимость и актуальность темы; познакомить их с планом «ОСТ», сформировать представление об истинных целях фашистской Германии в войне против СССР; закрепить понятия «фашизм», «расизм», «оккупация», «геноцид»; способствовать дальнейшему развитию у детей умений осмысливать проблемы, анализировать факты, черпать информацию в различных источниках, логически выстраивать аргументацию собственной позиции, выявлять главное в документах, отбирать из них данные в соответствии с поставленной задачей, делать резюме; способствовать личностно-значимым переживаниям, воспитанию патриотизма и гуманизма.

Оборудование урока:

карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;

рисунки учащихся на тему войны;

опорный конспект «Новый порядок»;

коллаж «Отечество»;

пакет документов по данной теме (для каждого учащегося);

видеофильм «Оккупационный режим на территории СССР»;

аудиозапись: Седьмая симфония Д.Шостаковича, «Лакримоза» В.А.Моцарта.

Ход урока

Звучит Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.

Скажите, пожалуйста, что вы почувствовали? Какие ассоциации вызвала у вас музыка? Примерные ответы: тревога, страх, чувство опасности, тяжелые ощущения, тучи сгущаются, хочется спрятаться, коричневый, серый цвет, запах дыма, гари…

Когда человек испытывает такое состояние, при каких обстоятельствах? (Горе, беда, война…)

Вот мы и определились с темой. Разрешите мне пригласить вас на серьезный разговор. Речь пойдет о Великой Отечественной войне, последние залпы которой смолкли 61 год назад.

Что значит Отечественная война?

Дети обращаются к словарику урока.

Отечественная война – освободительная, справедливая, всенародная борьба против иноземных захватчиков в защиту своего Отечества.

Что вы вкладываете в понятие Отечество? (Родина, дом, семья, свобода, религия, культура, жизнь.) Значит, в течение Отечественной войны народ защищал дом, семью, свободу, культ. Цена – миллионы жертв, искалеченных судеб…

И тем страшнее на этом фоне звучат слова, произнесенные в нашей стране, нашими соотечественниками: «Да лучше бы фашисты нас завоевали. Может быть, хоть тогда у нас был бы порядок? Они процветают, а мы…?»

Чего не понимают те, кто так говорит?

Фашисты и немецкий народ – не одно и то же. И процветать они стали только благодаря тому, что мы победили фашизм и пробудили в Германии новые силы – демократические. Трагедия была как раз в том, что коммунистической утопии удалось закрепиться в нашей стране как раз за счет победы, к которой она не имела никакого отношения, которой она только мешала.

Сегодня мы и попытаемся ответить на вопрос «Что было бы, если бы фашизм победил? Что нес фашистский режим для советского народа?»

Тема на доске «Neue Ordnung»?

Так Гитлер назвал порядок, который собирался установить на советской земле. Сегодня ни для кого не секрет, что население первых завоеванных территорий (Западная Украина, Западная Белоруссия) сравнительно доброжелательно сначала встретило фашистов.

Эти территории были присоединены к СССР в 1939 г., здесь насильственно были проведены коллективизация, репрессии, разрушена частная крестьянская собственность. А немецкая пропаганда пыталась представить войну против СССР как «превентивную» и цель ее как спасение мировой цивилизации от смертельной опасности большевизма. Гитлер шел как освободитель от большевизма.

Работа со словарем

Превентивный – предупреждающий, предохранительный.

Цели фашистской Германии в войне против СССР

Еще до нападения на нашу страну, в мае 1940 г., фашистское руководство приступило к разработке плана покорения народов Восточной Европы, получившего название «Ост».

Сначала давайте выясним, может быть, Гитлер действительно шел как освободитель и собирался заменить сталинский режим каким-либо другим суверенным государством?

Задание: определите, какие политические цели преследовала фашистская Германия в войне против СССР. 5 минут на работу с документами.

Какие же цели ставили фашисты по отношению к нашему Отечеству?

В конечном счете, фашистская Германия стремилась уничтожить не только социалистический строй, советское государство. Речь идет о полном уничтожении государственности, а не о замене ее новым суверенным государством (обращаются к опорному конспекту).

Какие территории предполагалось заселить немцами?

Завоевать на востоке жизненное пространство для колонизаторов (т.к. «низшие» расы не умеют достаточно развивать свои страны). Это территории Польши, Прибалтики, Украины и европейской части РСФСР. (Работа с картой.)

Десятки миллионов славян предполагалось переселить в Западную Сибирь, на Северный Кавказ, в Южную Америку.

В течение 25-30 лет предполагалось выселить 31 млн. человек.

Какими средствами предполагалось удерживать в повиновении славян?

До начала выселения на оккупированных территориях ставилась задача истребить 30 млн. славян, евреев и цыган предполагалось истребить полностью.

Оставшееся ненемецкое население восточных областей должно стать рабами.

«селекционная политика»,

«онемечивание», лишение культуры, языка, образования, медицинской помощи.

Какая теория служила для оправдания гитлеровских целей? («Расовая».)

Что такое расизм?

(Работа со словарем.)

Расизм – политика господства «высших» и «полноценных» рас над «неполноценными».

Цели фашизма обосновывались убеждением Гитлера в специфически еврейской природе большевизма и его глубокой ненавистью ко всем славянским нациям.

Известный, по мнению Гитлера, конфликт между Германией и славянским миром делал Россию независимо от ее политического строя постоянным источником угрозы для немцев.

Наконец, его убеждение в неполноценности славянской расы служило еще одним доводом за безвозвратное уничтожение в России любых форм политических организаций. «У рабов не бывает государства».

Да, представители «высшей расы», к которой относились истинные германцы, наделялись всяческими добродетелями. В то время как «низшие» расы изображались носителями всевозможных пороков.

«Все, кто принадлежит к цветным, – по словам Генриха Гимлера, – лишь подобие человека, находящегося в духовном отношении ниже зверя».

Руководитель СС делал из этого далеко идущие выводы: «…живут ли другие народы в изобилии или дохнут от голода, интересует меня лишь в той степени, в какой мы нуждаемся в рабах для поддержания нашей культуры… мы, немцы, единственные в мире, кто хорошо относится к животным… мы будем хорошо относиться и к этим людям-зверям».

Каким представляется советский человек в немецкой пропаганде?

(«Черви», «рабочий робот», «недочеловеки», рабы, тупая масса, люди-звери – некое тупое эксплуатационное существо.)

Зная цели, скажите, было ли бы у нас Отечество при новом фашистском порядке? Свою точку зрения обоснуйте.

Эпиграфом к уроку я хочу взять слова Белинского: «Кто не принадлежит отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

Преступные цели, преступные средства. В полной мере почувствовало их на себе население оккупированной территории Советского Союза.

Что такое оккупация, режим? (Работа со словарем.)

Оккупация – временный захват чужой территории военной силой без законных на нее прав.

Режим – совокупность методов, средств, приемов, с помощью которых властные органы осуществляли управление обществом и обеспечивали свое политическое господство.

За 1,5 года войны (к ноябрю 1942 г.) в немецкой оккупации находилось 1795 тыс. кв. км территории с населением 80 млн. человек (почти 40% от общего числа населения перед войной).

Устанавливая на советской земле «новый порядок», фашистское руководство действовало в нарушение принятых международных конвенций, по которым мирное население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью.

Однако с фашистских солдат и офицеров снималась всякая ответственность за любые преступления. Вот что записано в обращении гитлеровского командования к солдатам: «У тебя нет ни сердца, ни нервов, на войне они не нужны, уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай!!! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семье и прославишься на века».

Сколько же погибло гражданского населения?

Работа с документом.

О масштабах преступлений ярко рассказывается в дневниковых записях самих немцев. Вот что пишет 16-летний авиационный помощник Дитер Борковский 15.04.1945 г.

«…Мы поехали в городской электричке. С нами было много женщин – беженцев из занятых русскими восточных районов Берлина.

Ужас затаился на лицах, злость и отчаяние наполняло людей! Еще никогда я не слышал таких ругательств…

Тут кто-то заорал, перекрывая шум: «Тихо!» Мы увидели немецкого грязного солдата, на форме два железных креста и золотой немецкий крест. «Я хочу вам кое-что сказать», – кричал он, и в вагоне электрички наступила тишина. «Даже если вы не хотите слушать! Прекратите нытье. Мы должны выиграть эту войну, мы не должны терять мужества. Если победят другие – русские, поляки, французы, чехи и хоть на один процент сделают с нашим народом то, что мы несколько лет подряд творили с ними, то через несколько недель не останется в живых ни одного немца. Это говорит вам тот, кто шесть лет сам был в оккупированных странах!» В поезде стало тихо…»

Разрешите представить вашему вниманию документальный фильм о зверствах фашистов на оккупированной территории Советского Союза.

Задание. Проследите по фильму, как осуществлялся на советской земле план «Ост». Какими методами оккупанты пытались укрепить свое господство и осуществить «переселение»?

Методы: «геноцид», разделение территории, уничтожение культуры, унижение человеческого достоинства и т.д.

И самое главное было не только выжить в этой вселенской катастрофе, но и остаться человеком – к этому стремились женщины и дети, старики и подростки.

Кого фашисты стремились уничтожить в первую очередь? Почему?

Когда Жукова спросили: «Что помогло народу победить в войне?», великий полководец ответил: «У нас была патриотически настроена молодежь!»

Регионы, захваченные немцами, подчинялись военной и гражданской администрации. На местах оккупанты образовывали так называемое самоуправление – городские и районные управы, в селах и деревнях были введены должности старост.

Оккупанты использовали как новые, так и сложившиеся структуры хозяйствования. В Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии были ликвидированы колхозы, но во многих оккупированных областях колхозы были переименованы в «производственные общины». Почему фашисты сохранили колхозы? По мнению оккупантов, это позволяло наиболее эффективным образом выкачивать продовольствие в Германию.

Действовала детально разработанная программа ограбления страны: специальные хозяйственные инспекции реквизировали продовольствие, ценности, ресурсы.

Все жители оккупированной территории, невзирая на возраст, должны были работать. 5 августа 1941 г. А.Розенбергом было издано распоряжение о введении обязательной трудовой повинности.

Словарь – Розенберг Альфред – министр оккупированных восточных земель.

Вся жизнь оккупированной территории регламентировалась бесчисленными приказами. Любое нарушение каралось.

Задание. Ответьте на вопрос: «За что могли быть наказаны жители оккупированной территории?»

Самой беспощадной формой эксплуатации была организация «трудовых колонн». Если они использовались в оперативном тылу немецких войск, то помимо участия в строительстве дорог, оборонительных сооружений и др., их заставляли обезвреживать минные поля.

Помимо этого был организован массовый угон гражданского населения на принудительные работы в Германию. Всего было угнано 6 млн., из них погибло около 2 млн.

Каковы были условия труда?

Позвольте представить еще одно свидетельство о жизни в фашистской неволе. Это письмо Кати Сусаниной своему отцу.

«Дорогой, добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты будешь читать, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе: отец, покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот…

Мне сегодня исполнилось 15 лет. Но если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие.

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины. Ты мне тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой». Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою пол. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русь была и будет свиньей», – сказал он.

Живу я в деревянном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Только смерть спасет меня от жестокого битья. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь.

Мое сердце верит: письмо дойдет».

Это письмо было найдено при разборке кирпичной кладки в одном из домов сразу же после освобождения белорусского города Лиозно.

Подумать только, это написано детской рукой.

А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убила их дважды: тех, кто родился и тех, кто мог бы родиться, кто должен был прийти в этот мир.

Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит им детство? Военные дети – сегодня последние свидетели тех трагичных лет. Что могли понять, запомнить и рассказать дети?

Очень многое: о том, как «…осталась на угольках одна пуговица от маминой кофточки», как «отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «сына уведите…», как умоляли солдата: «Не прячьте маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем дальше, как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года и не надо было идти в школу…»

Одним из самых массовых злодеяний были преступления против советских военнопленных. По данным фашистского командования, к середине 1944 года было уничтожено от 3,3 млн. советских военнопленных. Оправдывая свои действия по отношению к военнопленным, фашистское руководство ссылалось на то, что СССР не ратифицировал Женевскую конвенцию 1929 г. о военнопленных.

В лагерях Майданек, Дахау, Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс и др. были созданы нечеловеческие условия. Обычно лагеря для военнопленных представляли собой открытые территории, обнесенные колючей проволокой и охраняемые немецкой охраной. В лагерных бараках гитлеровцы преднамеренно создавали невероятную скученность.

Так, например, в женском концлагере Равенсбрюк в небольших помещениях, предназначенных для 120 человек, в некоторые периоды времени нацисты размещали до 800 и даже 1000 женщин. Количество «жилой площади», приходившейся на одного человека, в разных лагерях колебалось от 40 до 80 кв. см.

Пол-литра мучной баланды или супа из гнилого и немытого картофеля и не более 100 граммов хлеба из смеси ячменя с древесными опилками – таков дневной рацион советского военнопленного.

Заранее были отработаны методики массовых расстрелов, использования «душегубок», применения газа «циклон», печей и крематориев в концентрационных лагерях смерти, налажена промышленная утилизация останков миллионов умерщвленных людей. Нацистские врачи проводили над заключенными опыты.

Да разве можно на одном уроке рассказать о всех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа!

Миллионы убитых, убитых за то, что они были цыгане, евреи или славяне, инакомыслящие или военные…

Английский историк Д.Рейтлинджер назвал «восточный порядок» – «домом, построенным на песке».

Попробуйте прокомментировать эти слова.

Порядок, построенный на «культе насилия», на бесчеловечности и т.д., недолговечен. Рано или поздно здание этого порядка рухнет.

А как бы вы назвали «новый порядок»? Продолжите фразу «Новый порядок» – это… фабрика смерти, раковая опухоль земли, мир бесчеловечности, средневековое варварство, конвейер смерти и т.д.

Запишите свое определение на выданных листочках.

(Звучит «Лакримоза» В.А.Моцарта.)

Разве забудутся Форт смерти №9 под Каунасом, Бабий Яр в Киеве, Хатынь, десятки тысяч сожженных деревень и сел России, Белоруссии, Украины, массовые расстрелы в Саласпилсском и Бикерниекском лесу под Ригой…

Фашизм – вчерашний день? А может быть, это завтра повторится?

Изучение страшного прошлого – это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человечества.

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажались,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Я хочу, чтобы помнили, что где-то идет война, гибнет чей-то сын, муж, брат, чей-то ученик.

На память о нашей встрече я хочу подарить вам эти колокольчики, которые бы вам напоминали о том,

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить.

Я прошу вас написать на листочках, что вам понравилось, что было непонятно. А может быть, кто-то не успел высказаться. Все ваши размышления будут для меня ценны.

Домашнее задание

Используя дополнительную литературу, ответьте на вопрос: «Что такое холокост?» Приготовьте сообщение «Холокост на территории СССР в годы Великой Отечественной войны».

Документы

I. Нацистский новый порядок

1. Из генерального плана «Ост» («Восток»).

а) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населенной русскими, на различные политические районы…

б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте «а», является ослабление русского народа в расовом отношении…

Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много хлопот для германского руководства.

в) Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев.

Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе.

2. Из заявления Гитлера после нападения на СССР. Лето 1941 г.

Мы обязаны истребить население – это входит в нашу миссию охраны германского населения. Нам придется развить технику истребления населения. Если я посылаю цвет германской нации в пекло войны, то я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви.

3. Из высказывания Гитлера перед вермахтом. 1941 г.

Я намерен лишить «восточные» народы какой бы то ни было формы государственной организации и держать их на возможно более низком уровне культуры. Эти народы имеют только одно оправдание для своего существования – быть полезными для нас в экономическом отношении.

4. Из речи Гитлера на совещании в ставке верховного командования вооруженных сил. 16 июля 1941 г. (по поводу оккупационной политики в России).

Основной принцип заключается в том, чтобы этот гигантский пирог разделить наиболее сподручным образом и чтобы мы могли: во-первых, им владеть, во-вторых, им управлять и, в-третьих, его эксплуатировать.

5. К вопросу о будущем отношении с русским населением.

Из замечаний и предложений по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС

Берлин, 27.04.1942 г.

Есть много путей подрыва биологической силы народа… Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Следует сократить до минимума подготовку русских врачей по этим специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям. Не должна оказываться помощь внебрачным детям. Не следует допускать каких-либо налоговых привилегий для многодетных…

Доктор Ветцель

6. Из генерального плана «Ост».

Для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для них достаточно четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным, послушным… Кроме школы этого типа, в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ…

7. Из застольных разговоров Гитлера в ставке германского верховного главнокомандования.

3 марта 1942 г.

Прежде всего мы не должны направлять немецких учителей на восточные территории. Иначе мы потеряем весь народ, так как вбитые в его голову знания впрок не пойдут. Самым лучшим было бы, если бы они освоили только язык жестов. По радио для общины передавали бы то, что ей полезно: музыку в неограниченном количестве. Только к умственной работе приучать их не следует. Не допускать никаких печатных изданий… Иначе мы вырастим наших злейших врагов!

11 апреля 1942 г.

Что же касается гигиены покоренного населения, то мы вовсе не заинтересованы в распространении среди них наших знаний и создании тем самым у них совершенно нежелательной базы для колоссального прироста населения. Он поэтому запрещает проводить на этих территориях какие бы то ни было гигиенические акции…

8. Из письма Мартина Бормана Альфреду Розенбергу

23 июля 1942 г.

…Ни в коем случае не следует вводить немецкого медицинского обслуживания для местного населения оккупированных восточных областей. Например, ни при каких условиях не должны производиться прививки и другие оздоровительные мероприятия для ненемецкого населения.

…Вместо нынешнего алфавита в будущем в школах надо ввести для обучения латинский шрифт.

…Ни в коем случае не следует строить русские (украинские) города или благоустраивать их, ибо местное население не должно иметь более высокого жизненного уровня.

9. Г.Гиммлер: «…господствовать должен немец…»

Из речи 16 сентября 1942 г.

Надо учиться у англичан не на теории, а на практике, учиться тому, как они обращались с индусами. Мы должны вообще научиться тому, чтобы один человек германского происхождения был в состоянии без всякой помощи владычествовать над областью со 100 тыс. людей. В их распоряжении будут камни, дерево, солома, зерно, скот. Пусть они строят себе из этого свой собственный рай, но господствовать должен немец. В течение 20 лет мы должны германизировать и заселить Белоруссию, Эстонию, Латвию, Литву, Инирманландию (северо-западную часть России. – Ред.) и Крым.

…Главной целью войны против Советского Союза является уничтожение 30 млн славян.

Изучив документы №№1-9, определите, какие политические цели преследовала фашистская Германия в войне против СССР?

II. Оккупационный режим на территории Советского Союза

1. Итоговые данные о гибели гражданского населения на оккупированной фашистами советской земле:

Преднамеренно истреблены 7 млн 420 тыс. 135 человек.

Погибли на принудительных работах в Германии 2 млн 164 тыс. 313 человек.

Погибли от жестоких условий оккупационного режима 4 млн 100 тыс. человек.

Всего 13 млн 684 тыс. 448 человек.

2. Историческая справка о работе в неволе 1942-1943 гг.

Добровольно и принудительно только в 1942 г. удалось набрать до 2 млн рабочих. С апреля 1943 г. ежедневная норма отправки – до 10 тыс. Всего было отправлено 6 млн советских людей. Продолжительность рабочего дня на предприятиях – до 14 часов. Заработок – до 60 марок в месяц (стоимость обеда – 3-5 марок). Выдавался хлеб 200-300 гр в сутки на человека. Вывоз продовольствия и сырья в Германию: в 1943 г. изъято у населения и вывезено в Германию 4 млн тонн зерна, 1 млн тонн мяса.

3. Объявление на оккупированной немцами территории.

А. 1) Каждый местный житель обязан сам на себя и членов своей семьи заявить у городского или волостного старшины своей общины в список жителей.

Заявка должна быть проведена в текущем месяце. Неместные жители в список не заносятся. Неместным жителем считается тот, кто до 20 июня 1941 г. в общине (волости) не проживал.

Б. 1) Каждый местный житель обязан ночевать исключительно в своей квартире.

2) В ночное время никто не должен уходить со своей квартиры.

Ночное время устанавливается:

в сентябре – с 20.30 часов вечера до 4 часов утра;

в октябре – с 19 часов вечера до 5 часов утра;

в ноябре – с 18 часов вечера до 6 часов утра.

Кто в это время будет находиться под открытым небом, в того будут без предупреждения стрелять.

3) Кто будет ночевать в чужом доме или чужом месте, тот будет расстрелян.

4) Каждый местный житель обязан сообщить в ближайшее германское военное учреждение о всех чужих лицах, которые днем или ночью в его общине проживают или скрываются. Кто об этом не заявит, тот считается поддерживающим связь с красноармейцами, коммунистами, партизанами, комсомольцами или с лицами, настроенными враждебно против великой Германии. Кто этому не подчиняется, тот будет расстрелян.

Кто накормит, примет или приютит чужого или окажет ему содействие, тот также будет расстрелян.

В. 1) Каждый местный житель обязан приложить все старания и рабочую силу на своевременную уборку всего урожая, подготовку к посевам, на восстановление и укрепление хозяйственного порядка.

Кто ведет враждебную агитацию, отказывается от работы, тот считается врагом армии Германского государства и будет расстрелян.

Командующий тылом

4. «Самая опасная возрастная группа…»

Из «Сообщения о политическом положении»

Минск, 10 февраля 1942 г.

…Население высказывается очень сдержанно. Люди старшего поколения более доступны и, если они разговаривают один на один, выражают ненависть к старой большевистской системе…

Самая опасная возрастная группа – 17-21 год. Она заражена на 99%, и ее следует вычеркнуть из списка живых.

5. «О поведении войск на Востоке».

Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для расположения воинских частей. В остальном исчезновение символов бывшего некогда господства большевиков, в т.ч. и зданий, соответствует задачам войны на уничтожение. Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения.

6. Из доклада в московскую патриархию.

17 апреля 1942 г.

…Соборный храм Вереи, где совершались службы, был обращен немцами в арестный дом. В него они помещали всех подозрительных людей. Верхний этаж был отведен для заключения раненых и пленных.

Я вошел в святой храм после бегства немцев из города, надеясь найти в храме православных верующих людей… Но каков же был мой ужас, когда вместо живых людей я нашел трупы расстрелянных. Трупы лежали в притворе, в самом храме и даже в святом алтаре.

…В этом же Верейском соборе, в верхнем этаже, немцы сожгли живыми около 200 пленных и раненых воинов Русской армии, облив их предварительно керосином…

Священник г. Вереи Алексей Соболев

Изучив документы, проследите, как осуществлялся на советской земле фашистский план «Ост». Почему то, что гитлеровцы хотели установить на нашей земле, они назвали «новый порядок»?

Светлана ЧИРКОВА, учитель истории, Абакан

(.)Что такое оккупация, режим? (.)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте