За время существования этой поселковой школы менялось многое – законы, программы, условия труда, требования к учителям, а она оставалась по-прежнему молодой. Между тем в октябре 2018 года эта образовательная организация отпраздновала 65-й день рождения, а также отметила 20 лет с того момента, как ее возглавила Ольга ДРОБИНИНА.
– Ольга Викторовна, 65 лет – это много или мало для школы?
– Это внушительная дата. Много детей здесь получили образование, повзрослели, привели сюда своих детей, а затем и внуков. С другой стороны, это не так уж и много, так как школа всегда будет молодой. Здесь происходят становление, взросление, а впереди еще много событий, удач, достижений. 65 первых звонков, 65 выпускных – это, конечно же, впечатляет. Выпускники, кстати, школу вспоминают тепло, даже если в подростковом возрасте хулиганили.
– Как менялась школа за последние 20 лет?
– Если говорить о положительных моментах, то школа стала современной, безопасной по условиям пребывания детей благодаря в том числе и помощи спонсоров. Когда я пришла в 1999 году, на досках в классах висели еще занавески из 60‑х годов. Конечно, школа изменилась не только внешне. Изменилось внутреннее содержание работы. Наверное, ни одна отрасль – ни промышленность, ни социальная сфера – не меняется так быстро, как школа. Каждый год здесь перемены, реформы, национальные проекты. Мы мобильны, подстраиваемся к новым условиям. С одной стороны, не заскучаешь, но, конечно, хотелось бы большей стабильности.
– Что расстраивает в работе?
– Резкое изменение количества учеников. В 1999 году учились 1480 детей, сейчас – 640. И не потому что школа плохая и дети уходят, а потому что есть проблемы у градообразующих предприятий. Некоторые из них уже не работают, поэтому молодые семьи уезжают. В то же время к нам в Надвоицы приходят жить люди из лесных поселков, которые покупают здесь жилье, например, на средства маткапитала. Качество знаний мы стараемся держать на высоте, и медалисты есть, и не было случая, чтобы выпускник 9‑го и 11‑го классов не справился с итоговой аттестацией. Но если раньше в школьном коллективе работали в основном молодые и энергичные учителя, то за прошедшие 20 лет смены поколений так и не произошло, нет пополнения. Стареет коллектив. И если наши пенсионеры вдруг захотят одномоментно уйти, то школа оголится. К сожалению, после учебы в опорном вузе Карелии – Петрозаводском госуниверситете – наши выпускники не торопятся возвращаться домой. Это связано с тем, что молодым семьям нужны жилье, работа, заработок. А тут со всем этим бывают проблемы.
– Что поддерживает людей в таких условиях?
– Наше содружество с системой дополнительного образования и активные родители. В поселке работают школа искусств и спортивная школа. В феврале проходит общешкольная родительская конференция. В сентябре рано еще говорить о проблемах, а к третьей четверти по заведенной традиции приступаем к обсуждению острых тем… Из того, что мешает работе, – отчетность. Запланируешь работу на день, а утром придешь, откроешь компьютер, а там пять писем с пометкой «срочно». И я, и завучи откладываем дела, начинаем быстро делать отчеты. Говорили, что уменьшат объем писанины, но этого почему-то не случилось. Хотя ресурс для того, чтобы этого вала не было, существует. Подумайте, школа отчитывается о мероприятиях про СПИД, к Дню гражданской обороны, по дорожному движению… Это такие области, про которые в народе говорят так: «Чтобы День Парижской коммуны не прошел зря». А ведь еще и фотоотчет требуют! В таком режиме работы заместителю по воспитательной работе не надо планы составлять – каждый день что-то спускают сверху в авральном режиме…
– Тема учительских зарплат – проблема или нет?
– В стране много говорится о повышении роли учителя… Но ведь и сама методика расчета учительских зарплат вызывает ряд сомнений. Понимаю, она исходит из среднестатистического показателя, а не из расчета ставки. А это неправильно! Чтобы учитель работал творчески, он не должен быть загружен больше, чем на одну ставку, и за это ему необходимо платить достойную зарплату. А сейчас учителя работают и на полторы, и на две ставки, поэтому и получают 32 тысячи рублей. Плюс сельские льготы, ведь Надвоицы – это поселок городского типа. В школе учитель начальных классов за ставку получает 21 тысячу. Такую же зарплату получает техничка, потому что по МРОТ техперсоналу доплачивают до 21 тысячи. К сожалению, северные зарплаты не сравнить со столичными. Правда, зарплату выдают исправно, не то что в 1999 году, но платят учителям недостаточно!
– В Петрозаводске больная тема – зачисление в первые классы. А что, в Надвоицах для записи в школу тоже очередь?
– Дело в том, что школа у нас одна в поселке, поэтому принимаем каждого. В этом году у нас 67 первоклассников. Получилось так, что детей набрали больше, чем на два класса, и меньше, чем на три. В такой ситуации надзорные органы дают противоречивые указания. Те, кто считает расходы, говорят, что необходимы два класса. Те, кто думает о безопасности детей и здоровье, – три. В прошлом году, например, школу за переполненные классы оштрафовали… Но условия для детей достойные – учатся по 20 человек в классе, хотя случались выпуски, где и по 33 ребенка учились вместе.
– Профориентация становится популярной темой в образовании.
– Учитель не может одновременно учить считать, говорить с детьми о душе и о профессиональном выборе. Поэтому приглашаем в школу экспертов, которые рассказывают и о профессиях, и о здоровье. Работаем и с родителями. Настраиваем на то, что к девятому-десятому классу выпускник должен понимать, чем займется дальше, даже если не придет на третью ступень обучения в школу. Ребенок должен не запускать программу и особое внимание уделять той области, которая станет будущей профессией. Это важно, потому как это судьба человека.
– О чем вы мечтаете?
В №23 «Учительской газеты» от 5 июня 2018 года мы сообщали, что в 2018 году Надвоицкая школа лишилась одного из опытных учителей – из жизни ушла Нина ЗАЛЫСИНА, преподаватель математики, о котором знала вся Республика Карелия. Народный учитель, благодаря которому о школе в Надвоицах заговорили в России. Жители поселка начали сбор подписей за присвоение школе ее имени. В ходатайстве подчеркивается, что педагог «много времени уделяла совершенствованию учебного процесса, повышению педагогического мастерства, проводила методическую работу среди педагогов Сегежского района и Республики Карелия, охотно делилась опытом на семинарах, открытых уроках, конференциях».
Но, несмотря на потери, школа живет и развивается: по-прежнему для детей работает бассейн, а уроки физкультуры проходят в современном спортзале. Надвоицкая средняя школа славится хором, театральной студией и внимательным отношением к ученикам – от первоклассников до выпускников, от медалистов до тех, для кого учение – серьезный труд. Школа работает в сотрудничестве с местным детсадом, спортивной и музыкальной школами, поскольку в образовательных учреждениях занимаются дети поселка. «И цель у нас одна – воспитать здорового, развитого, ответственного человека», – говорит директор Надвоицкой школы Ольга Дробинина.
Комментарии