Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.
А.Ламартин
Растения, животные, реки, горы, свежий ветер – это природа. Сам человек – дитя природы, он из нее вышел и не только живет среди нее, но и нуждается в ней. Некоторые люди могут терпеть голод и жажду, садиться на диету, но все знают, что без еды человек может прожить месяц, без воды – всего день, а без воздуха и 5 минут не проживет. Знают, понимают, развивают науку о долголетии, а экологию (науку о природе и ее охране) не изучают серьезно. Хотя важные кандидаты в президенты и депутаты обязательно затрагивают экологические вопросы и обещают нам свежий воздух и чистую воду, но обещания сбудутся только тогда, когда наступит перелом в сознании каждого человека. Когда каждый поймет, что самое ценное, что у него есть, – это жизнь, которая неразрывно связана с природой. Мы говорим: “Относись ко всем так, как хочешь, чтобы относились к тебе”. Так и отнесись к природе, и она будет благосклонна к тебе. Ты скажешь: “А пока я живу, воздух, вода и все остальное куда-то разве денется?”
Нет, просто еда, вода и воздух будут настолько загрязнены, что будет нельзя ни есть, ни пить, ни даже дышать. Тогда все поймут, что отдали бы все свои машины и всю продукцию, что изготавливают эти страшно дымящие заводы, фабрики, за один глоток чистого воздуха. Страшно! Поэтому каждый должен хорошо относиться к природе и что-то сделать для нее. Ты подумаешь: “Что же я могу сделать, ведь я не президент, не депутат и даже не взрослый?”
Нет. Но и президент один может немного. Главное, каждый должен помнить: никогда нигде не причинять природе вреда! Ты можешь взять под охрану часть леса, парка, водоема возле школы и дома. У тебя есть право на жизнь, право на хорошее питание и чистую воду, и ты можешь бороться с теми, кто лишает тебя этих прав: сообщить о нарушениях в экологии органам власти или на телевидение.
“Право на хорошее питание и чистую воду… А как я могу пить чистую воду, когда в ней примеси и соли?” – спросишь ты.
Простой доступный способ очистки воды придумал москвич Алексей Дмитриевич Лабза. Он инженер-гидротехник, всю жизнь изучал воду, и когда заболел, то вспомнил, что при замерзании молекулы воды становятся твердыми, а раствор с примесями долго остается жидким.
– Все понятно? – быстро соображаешь ты и ставишь кастрюлю с водой на балкон или в морозильник своего холодильника. Через 12 часов вытаскивай, выливай незамерзшую воду в раковину, а оставшийся лед будет чистым. И не надо нагревать его на плите, лучше, если он растает в холодильнике, на нижней полке. Ведь талая вода самая живая, самая нужная организму, ради нее прилетают птицы из дальних стран.
Да, пора спасаться! А вдруг вся вода замерзнет, пока я играл с ребятами и забыл достать кастрюлю?
Тогда Алексей Дмитриевич советует поставить кастрюлю под холодную струю из крана. Треть всего льда – это вредные соли, газы и примеси. Они стали льдом белого, а не прозрачного цвета в центре кастрюли. Белый лед надо смыть струей воды, остальной лед – чистая, вкусная вода.
Ой, а как же соли, которые нужны организму? А кальций?
В талой воде они есть и концентрацию имеют наилучшую: от восьми до двадцати миллиграммов.
Проще, конечно, купить фильтр (попроси родителей сделать это), но если он сломался, а ты заболел и врачи рекомендуют тебе пить только чистую воду, тогда тебе пригодится этот совет. Но мы надеемся, что в будущем ни тебе, ни твоим детям он будет не нужен, что чистую воду не будут прописывать, как дорогое лекарство, а в каждой речке и из крана будет течь хорошая вода, которую можно будет смело пить.
Человечество сейчас переживает решающий момент своей истории. С одной стороны, мы сталкиваемся с проблемами голода, болезней, разрушения окружающей среды. С другой – мы располагаем неисчерпаемыми интеллектуальными и технологическими возможностями для их решения. На первый план поэтому выходит необходимость понимания всеми людьми своей ответственности перед будущим, осознание каждым жителем Земли своей причастности к истории.
Но, кроме этого, задача состоит в том, чтобы превратить это понимание в конкретные дела и совершить переход к новому образу жизни. Нужно переосмыслить старые ценности и научиться жить с природой в одном доме – Земле. Жить дружно, не грабя природу и не обливая ее грязью.
1. Процесс, который разрушает почву.
2. Это самое глубокое и самое чистое озеро в мире, и оно находится в России.
3. Это распространенный вид транспорта и один из главных загрязнителей атмосферы.
4. Деревья, которые высаживают узкой полосой вдоль дорог, чтобы защитить поля и окружающую среду от их вредного действия.
5. Это самый крупный зверь, которого можно встретить в лесах Подмосковья.
6. Это всемирно известная организация, которая борется за защиту природы.
7. Это маленькие, не видимые человеку живые существа. Они виноваты в том, что ты болеешь гриппом, в том, что тебе приходится мыть руки перед едой, но многие из них очень полезны, некоторые живут в твоем организме и помогают тебе переваривать пищу.
Сказка про Машу, Бабу Ягу, фруктовый кисель и права человека
Жила-была в одной деревеньке, в домике с красной черепичной крышей, маленькая девочка Маша. Жила она со своими мамой и папой. Папа каждый день уходил на работу в город и возвращался вечером. Девочка очень его ждала, потому что он всегда приносил ей что-нибудь: то большую шоколадную конфету, то пирожное с заварным кремом, то плюшевого мишку, то куклу в красивом платье. Каждое утро девочка вставала со своей мягкой постельки и пила фруктовый кисель, который мама ей варила. Потом она брала лукошко и шла в лес есть малину и иногда приносила малину домой. Надо сказать, что она жила в той чудной стране, где всегда лето, где тепло и солнечно круглый год и где растет такая вкусная и сочная малина, какой нет в целом свете.
И вот шла она по знакомой тропинке, шла, шла, слушала пение птиц, собирала цветы. Глядь – а с тропинки сбилась. Стала она кликать-аукать, а никто ей не отвечает. Вот идет она по лесу, а лес все страшнее и страшнее, совсем стало ей страшно. Вдруг вырос перед ней огромный деревянный дом с резными окнами. Хотела девочка в дом войти, а из-под крыльца как выскочит огромная собака с длинными клыками да стала лаять презлющим лаем. Но тут вышла из дверей старушка в розовом платье, и собака мигом обратно под крыльцо спряталась:
– Кто пришел ко мне, кто меня побеспокоил? – спросила бабушка ласковым голосом.
– Это я, Маша, – сказала девочка. – Я заблудилась в лесу и не знаю, как мне домой вернуться.
– Ах, ну что ж, тогда заходи, Машенька, в дом ко мне, поешь, поспи, а завтра и домой пойдешь.
Обрадовалась Машенька и пошла в дом старушки. Зашла внутрь и обмерла: кругом все черным-черно, по стенам висят полынь да травы разные, в печке котел кипит с зеленым зловонным зельем да еще на окне филин сидит и своими глазами комнату освещает. Поняла Маша, что попала она в дом к самой настоящей ведьме.
– Раз стала моей гостьей, теперь не сбежишь! – прохрипел голос старушонки. Обернулась Маша, а там не милая бабушка, а Баба Яга с длинным носом и лохмотьями вместо розового платья. Поняла она, что просто так ей от Бабы Яги не уйти.
– В чулан! – крикнула старуха, и Машу, точно ветром, отнесло в крохотную комнатушку за печку. Там было темно и сыро, кругом паутина, а на потолке – летучие мыши. Устала за день Машенька, легла на пол, свернулась в клубок и уснула.
Проснулась Маша утром, встала, и все у нее болит. Вдруг дверь скрипнула и открылась. Вышла Маша из чулана, а на деревянном столе стоит стакан ее любимого киселя и пирожное с заварным кремом. Стала есть, а пирожное – солонее соли, стала она пить, а кисель горше полыни. Бросила Маша кисель и пирожное и решила домой идти. Но ворвался в дверь вчерашний пес, зарычал и говорит человеческим голосом:
– Здравствуй, Маша! Домой тебе не уйти. Хозяйка сказала, чтоб ты в доме убралась да приготовила обед. А если ей не понравится, то ты будешь ее обедом! Ха-ха-ха.
Пришлось Маше исполнять приказание. Убрала она все начисто, стала обед готовить. Смотрела, смотрела, искала, искала, а кроме лягушек сушеных да мухоморов, ничего не нашла. Подумала она, что быть ей сегодня съеденной.
Вот воротилась Баба Яга, села за стол, то попробовала, се попробовала да как закричит:
– Фу-у-у! Что за гадость! Все, Маша, ты мой обед!
Приказала Баба Яга Маше все к жарке приготовить, а сама спать легла и пса ей в охрану поставила. Чистит Маша противень, а сама плачет горькими слезами. Подошел к ней пес и говорит:
– Не плачь, Машенька! Ничего здесь не поделаешь!
Взмолилась тут Маша:
– Песик, миленький, спаси меня!
– Не могу, – говорит пес, – хозяйка она моя, я ее слушаться должен!
– Отвези меня домой, пожалуйста, меня мама и папа ждут!
– Не могу, где я жить буду? Не простит она меня, угла в своем доме не даст.
– Будешь у нас жить, – просит Маша, – мы тебе будку сделаем, каждый день косточки давать будем.
– Что ж, что будет – то будет! Но погоди.
Сломал пес метлу Бабы Яги и блюдце разбил, достал из-под печки банку из зеленого стекла. Открыл крышечку, и по комнате сладкий аромат разлился.
– А теперь бежим скорее, – сказал пес, – это сон-трава, Баба Яга теперь долго проспит.
Села Маша на спину пса, и помчались они через лес, ломая ветки. Прибежали они в деревню, побежала она к своему домику, к маме и папе. И стали они жить счастливо. А Баба Яга так и спит до сих пор в своей избушке. Так ей и надо, потому что дети должны жить со своими родителями, а по утрам пить фруктовый кисель, а не всяким там бабкам-ежкам обеды готовить. Потому что ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ДОСТАТОЧНОЕ ПИТАНИЕ И ЧИСТУЮ ВОДУ!
Тема “Что делать, если вдруг?..”
В несчастье судьба всегда оставляет дверку для выхода.
М.Сервантес
Примета времени. У школы толпа родителей, встречающих своих детей после второй смены. Лет через сто никто и знать не будет, наверное, что это такое – вторая смена. Учиться будут дома, а то и робота на дом вызывать. Пусть знают, что в наше время дети ходили в школу утром, когда спать охота (это первая смена), и днем, когда есть хочется (это вторая смена). И вот идешь ты домой, никого не трогаешь, идет мягкий снежок, настроение прекрасное, домашней работы на завтра не задавали и вдруг…
Навстречу те, кто шатался столетия назад и будет шататься столетия вперед и требовать будет одного и того же: денег!
Ну и что делать? Открыть дневник и показать пальчиком 19-ю статью Конвенции о правах ребенка? И что? Негодяи замрут на месте с почтительным выражением лица? Ясно, что конвенция для них – ничто. Она их не остановит. ИХ ОСТАНОВИТ НАШ РОССИЙСКИЙ ЗАКОН. Согласившись с Конвенцией ООН о правах ребенка, Россия приняла такие законы, которые обязаны защищать права наших детей.
Правильно, пусть милиция с такими типами разбирается. А я что могу? На что я способен? Если занятия по карате я уже посещать бросил, а кунг-фу для меня – темный лес. А я лучше отдам деньги, которые у меня в носке спрятаны. Хулиганам закон не писан, от них даже милиция страдает. Совсем житья не стало! Зашибут! Может, и правильно, деньги лучше отдать в данном случае. Но по поводу брошенных секций мы с тобой не согласны. Да и настроение – ложиться: “Все, сдаюсь”, – и ручки-ножки кверху – не выход. Такое настроение – мечта любого преступника. Им только и подавай, чтобы с ними все боялись бороться. Государство обязано бороться с преступниками, а остальные? Сидеть в своих квартирах-норках и дрожать от страха всем телом? Не должны!
И ты не должен. И для этого не требуются качества супермена и героя. Достаточно простой предусмотрительности. И хотя предусмотреть все невозможно, многовековой опыт человечества говорит: тот, кто владеет собой, имеет больше шансов выжить и помочь другим. Потому что никто не защищен от несчастья. И разные случаи, о которых мы тебе расскажем, ты обдумай. Может с тобой такое случиться или нет? А вдруг… Ведь зла и жестокости вокруг достаточно.
Ищи выход из любой ситуации, думай, будь осторожнее. Всегда есть вариант позвонить в милицию 02.
ПРИМЕР ПЕРВЫЙ.
Десятилетнего ребенка избили незнакомые ребята и отобрали у него деньги. Обидно: защититься невозможно – силы не равны. Денег жалко, шишки болят. Что делать? Берешь лист бумаги, рисуешь на нем все, что было. Рисуй хулиганов попротивней, лучше красками. Потом рассмотри, плюнь от души, порви и подумай: “Зачем меня занесло в чужой двор вечером, если я знал, какие там ребята?”
ПРИМЕР ВТОРОЙ.
Дома пьяный отец ударил. Больно, обидно, матери говорить не хочется: жалко ее. Что тут делать? Не попадаться под горячую руку отца и других любителей выпить. Даже если это знакомый. Неизвестно, что у него на уме. Вдруг ему покажется, что ты инопланетянин или черт из сказки (они им всегда мерещатся). Написать сказку или рассказ о том, что с тобой случилось. Не жалеть деталей. Обида постепенно уйдет, и ты поймешь, что жизнь – замечательная штука. Старайся просто не попадать на темную сторону жизни.
ПРИМЕР ТРЕТИЙ.
Никогда не поддавайся на уговоры чужих, незнакомых людей пойти в гости, в парк, в лес, в подвал посмотреть на щенят и кошечек, не садись в машину кататься даже к знакомым. Бесплатный сыр только в мышеловке. А если случилась беда, собери все силы и иди в милицию. Нет сил рассказать, что произошло, напиши об этом на бумаге и молча протяни дежурному милиционеру.
ПРИМЕР ЧЕТВЕРТЫЙ.
Ты входишь в подъезд, и вдруг возле лифта незнакомый мужчина оказался. Стоп! В лифт ты не входишь, ключ не достаешь. С криком: “Папа. Ну что ты там застрял, у меня ключа нет!” – выбегаешь на улицу. Войдешь с кем-нибудь из соседей. Лучше перестраховаться. Своим подозрением ты не обидишь хорошего человека. Он сам говорит своим детям: “Будьте осторожней. Берегите себя!”.
ПРИМЕР ПЯТЫЙ.
Ты дома один. Звонок в дверь. Посмотри в глазок, спроси: “Кто?”. Если незнакомый человек или даже ребенок просит лекарство для умирающей бабушки или разрешения позвонить в “Скорую помощь”, ответ один: “Через пять минут папа выйдет из ванны и откроет”. А если человек затаился под дверью и не уходит, то звони в милицию или кричи в окно людям, чтобы вызвали.
Иногда бьют и свои ребята. За что? Наябедничал. Не обижайся. Предательство в мужской среде никогда не прощалось. Предать – это значит обмануть доверие. Хочешь быть цел и невредим, не предавай, не лги, не ябедничай, скажи прямо, при всех, не бойся остаться один – честных людей всегда больше. В трудную минуту обратись к родителям, братьям и сестрам. Таких примеров можно привести сотни и тысячи, и не всех они всегда учат. И все-таки советуем подумать о том, что мы тебе рассказали, а вдруг пригодится. Удачи тебе!
ВОПРОСЫ:
1. Приведи свои примеры, когда ты или твои друзья оказывались в подобной ситуации. Как вы действовали? Чем все закончилось?
2. Продумай правила собственной безопасности в школе, дома, на улице.
3. Придумай и разыграй сценки: “Один дома” и т.д.
Ольга СТЕЛЬМАЧЕНКО,
учитель граждановедения
Московская область
Комментарии