Воспитать человека… Легко ли это? И кого при этом можно воспитать? Жизненный и педагогический опыт позволил мне сделать простой вывод о пяти «В»: «Все Вокруг Всегда Всех Воспитывают». Кажется совсем нетрудным делом воспитать человечество мудрыми постулатами «что такое хорошо и что такое плохо» и ждать, что из этого получится.
При этом забывают то, что настоящее воспитание заключается не только в словах, но и в поступках взрослых людей, окружающих ребенка в семье, детском саду, школе, колледже, институте. И на каждом этапе человек, взрослея и развиваясь, впитывает в себя то, что дает ему окружение, и демонстрирует результаты воспитания: либо перед нами предстанет достойная с точки зрения общества личность – Человек с большой буквы, либо недостойная. Так постоянно и постепенно формируется ОБРАЗ человека, который впоследствии определяет его поведение и взаимоотношения с другими людьми.«Образ» и «образование» – однокоренные слова. И это заставляет задуматься о тесной связи нравственных и интеллектуальных начал в воспитании, между которыми должна быть гармония. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «в образовательном процессе невозможно обойтись без формирования человеческой личности… В нем есть нечто стержневое, чрезвычайно важное – то, что называется культурным, духовным кодом нации и всего человечества. А потому все может быть изничтожено и обращено во вред человеку, обществу, государству, если образование будет оторвано от нравственного измерения». Следует отметить и то, что современное образование стало делом большой политики и влияет на образ жизни страны, региона, города. Москва в этом смысле особый город. Нашей столице есть чем гордиться: Москву признают одним из мировых центров образования и культуры. Учиться в Москве престижно, полученный московский диплом может стать началом удачной карьеры. Но есть и другие факты: 30% россиян не читают книги (уверена, что среди них есть и москвичи), закрываются за ненадобностью библиотеки, СМИ с завидным постоянством информируют нас о нечистоплотном бизнесе, коррупции, росте преступности среди молодежи, сквернословие и пьянство стали нормальным явлением на улицах нашего города.За такой образ Первопрестольной мне, коренной москвичке, становится горько и обидно. Конечно, любой стране, любой нации есть чем гордиться и чего стыдиться. И если мы будем заниматься только самолюбованием и раздувать щеки, то придем к саморазрушению. Поэтому следует признать: уровень культуры, знаний, дисциплины сегодня у нас не на той высоте, на какой должен находиться. А отсутствие при этом еще и нравственной ответственности, на мой взгляд, совершенно закономерно привело нас к проблеме человеческого фактора – и на воде, и в воздухе, и на земле, где происходят техногенные катастрофы. Что посеешь – то и пожнешь.В своей работе классный руководитель постоянно становится свидетелем нравственного поиска и выбора ребят. В группе, где я была классным руководителем, учились два студента: Кирилл Л. и Евгений П. Обоих воспитывали матери, ребята учились хорошо, занятий не пропускали, всегда участвовали в общественных мероприятиях. Я не выделяла кого-либо из них: хорошие ребята с положительными характеристиками. Но почти в одно и то же время я увидела, какие это разные люди: один совершил проступок и был поставлен на учет в КДН, а другой, как только ему исполнилось 18, не дожидаясь повестки, пошел в военкомат с просьбой призвать его на службу в армию, объяснив и удивленным сокурсникам, и мне, что для него это дело чести. Почему так случилось? Ведь я, как наставник, помогала молодым людям найти свой путь в жизни, мы вместе размышляли о том, что успех в делах каждого дня, месяца, года зависит от целей, которые мы перед собой ставим. Но невозможно определить цели вне морального закона общества. И невозможно достичь цели, бездействуя. Это путь становления Личности. К сожалению, один из моих учеников, Кирилл, не задумывался над этими словами, а действовал под давлением других людей, под влиянием дурного примера. Адресованные мне письма с ярко-красной пометкой «Воинская корреспонденция» я зачитываю ребятам всех групп, которые у меня учатся. Я глубоко уверена, что это оказывает более действенное влияние на воспитание подростков, нежели нравоучения и поучения. Мы сегодня практически не видим положительного героя ни по ТВ, ни в литературе; герои прошлых эпох в основном неизвестны и не воспринимаются как примеры для подражания. А Женя для мальчишек – герой, потому что он солдат, защищает страну, потому что мог «откосить» от армии, но не сделал этого. Ребята должны знать, что на самом деле в России и сейчас множество героев и они живут и учатся среди нас.Я думаю, что первопричина всех проблем нашего общества в том, что слова и дела расходятся. За красивыми и правильными словами не всегда следуют такие же поступки. И это пагубно сказывается на подрастающем поколении.Так легко ли воспитать человека? Лев Толстой писал: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Если воспитывать добрыми делами и по велению души, думаю, толк будет.Марина ЕПИФАНОВА, классный руководитель, политехнический колледж №13 имени П.А.Овчинникова
Комментарии