В Сейкине, где живет Татьяна ПЛОТОНЕНКО, учитель года Республики Алтай-2004, золото валяется под ногами – в огороде. Правда, не каждый поймет, что тусклые точечки в комке глины – и есть драгоценный металл. Да и богатства жителям Алтая золотой песок приносит не больше, чем речной.
Татьяна Плотоненко считает себя шахтером – почти таким же, как ее муж. Олег спускается в шурфы, добывая золото за три тысячи рублей в месяц. Татьяна разыскивает драгоценные крупицы таланта в сейкинских ребятишках. Они здесь и в самом деле особенные. Татьяна выросла в Туркменистане, привыкнув к горячим южным нравам. Алтайцы – народ сдержанный и неторопливый, скрывающий в глубине своих душ настоящее богатство. Как ни странно, оба края оказались удивительно близки творческой натуре Плотоненко. Она считает, что у нее две Родины – восторженно глядя на горные вершины, с грустью вспоминает о пустыне. Впрочем, есть еще и третья. Тайная мечта, в которой Татьяна, почему-то называющая себя реалисткой, боится признаваться даже самой себе, – Греция. В ее жилах течет кровь старого эллинского рода Каланчиди. Фамилией Татьяна пожертвовала ради мужа. А в душе звенят неслыханные мотивы Эллады и на холстах сами собой появляются орнаменты с одеяний древних богов.
– Я не позволяю себе мечтать о несбыточном. Ставлю перед собой реальные задачи. Пока не выполню задуманное, болею идеей.
Как истинная дочь Афины, она обладает житейской мудростью и … жить не может без Олимпа. Профессиональные конкурсы мастерства стали для Татьяны теми вершинами, которые хочется преодолевать постоянно. К «Учителю года» шла, наверное, с детства – с тех пор, когда категорично заявляла: «Я никогда не буду педагогом. Ведь это адская работа».
К тому времени, когда Каланчиди переехали в Горный Алтай, Татьяна успела закончить художественную школу и первый курс факультета экономической информатики Туркменского университета. Обучение в вузе другого государства ей не засчитали, и она раздумывала, куда поступить на следующий год. Но в сейкинском Доме творчества с радостью приняли на работу девушку с художественным образованием – творческое богатство местных ребятишек требовало выхода, а учить их было некому. Первым педагогическим потрясением стало … собственное имя – трудно было в 18 лет превратиться из Танечки в Татьяну Валерьевну. Вторым – то, что многие дети оказались на голову выше юного педагога. В дополнительном образовании, как теперь может сравнить Татьяна, работать и проще, и сложнее одновременно. В кружок приходят дети, уже сделавшие свой выбор. Но, чтобы они не ушли, каждый день должен быть интереснее, чем вчера.
Через два года Татьяну пригласили в школу. Тогда она еще не понимала, какое выпало счастье – преподавать в кабинете, специально оборудованном для художественного творчества: видеомагнитофон, телевизор, специальные парты, мольберты, планшеты, муляжи. Сейкинская школа, основанная в 1952 году, через полвека перебралась в новое помещение, построенное правительством Москвы. Таких учебных зданий – с прекрасными светлыми кабинетами, мастерскими, огромным актовым залом, в котором в честь переезда выступил Иосиф Кобзон, – и в столице немного. Под его крышей разместились Дом детского творчества, группы продленного дня, ДЮСШ, а теперь еще и художественная школа, открытая усилиями Плотоненко. По-настоящему свое учительское везение Татьяна осознала лишь на российском туре конкурса, когда урок изобразительного искусства пришлось проводить в кабинете информатики.
– Кабинет изо? – удивился директор московской школы. – Да рисование и «на пальцах» можно дать.
Впрочем, идеальная школа, которую Татьяна создала в своих мечтах, заключается вовсе не в оборудовании, а в отношениях. Для учительницы и ее учеников важно, чтобы они понимали друг друга, верили друг другу, принимали каждого такими, какие они есть, с успехами и проблемами. Поначалу юная учительница боялась, как бы ребята не уличили ее в незнании. Наставники на факультете изо Бийского педуниверситета советовали ни в коем случае не показывать того, чего не умеешь. Но однажды любопытные ребятишки застали художницу врасплох – растерялась и произнесла: «…не знаю». Первый раз в своей педагогической практике предложила ребятам помочь найти ответ на поставленный ими же вопрос. На следующей перемене они рванули в школьную библиотеку, и почти каждый выдал свой вариант ответа.
С тех пор Татьяна перестала бояться нового, стала экспериментировать. Ее ученики работают карандашами и ручками, гуашью и акварелью, мелками и углем, фломастером и сангиной. Изо не сводится к рисованию – дети занимаются не только живописью и графикой, но декором, дизайном, аппликацией, конструированием из бумаги. А еще – решают задачи. Например, превращают отпечаток поролона в цветочную клумбу, цилиндр – в животное, кубик – во дворец. Самые сложные и самые увлекательные задачи – на импровизацию. Это высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов произведений учащиеся постепенно переходят к созданию собственных произведений.
Но пробиваться через преграды могут немногие, чаще интерес просто теряется. Татьяна попросила педагогов начальных классов отдать ей как специалисту уроки рисования. Чем раньше ребенок начинает проявлять себя в творчестве, тем богаче его фантазия. Сорок пять минут в неделю – очень мало, но можно сделать эти минуты насыщенными. Работая в школе, она не оставляла кружок. Теперь с гордостью говорит, что у нее уже есть собственные ученики, имея в виду не просто тех, кого учит ежедневно, а тех, кого ведет по жизни. Женя Чеснокова нынче заканчивает школу и собирается поступать на факультет дизайна. Надя Куколева недавно заняла второе место в республиканском конкурсе «Наследие предков сохраним». Победа не столько в дипломе, а в том, что Надя «сделала себя» с помощью искусства. Тихая, зажатая девочка из большой семьи, стеснявшаяся слово молвить, с успехом выступает на научных конференциях. Любовью к конкурсам Татьяна заразила окружающих – и взрослых, и детей. Каждый должен быть хоть раз в жизни победителем. Первый важный выигрыш в 2000 году в районном конкурсе «Сердце отдаю детям» стал переломным моментом в ее судьбе. Через девять месяцев после этого она защитила диплом Бийского государственного университета и создала лучшее творение своей жизни – дочку Настену. Девочка стала завсегдатаем Дома творчества с …трех месяцев. Однажды Татьяна попробовала окунуть маленькие пальчики дочери в краску. И это натолкнуло на новую мысль – нужен такой инструмент, с помощью которого даже крохи смогут создавать шедевры. Не «каляки-маляки», а законченные произведения. Думала-думала, пока не поняла, что, кажется, изобрела велосипед – в смысле компьютер.
У Сибирского института образовательных технологий РАО, творческой площадкой которого является Сейкинская школа, наработок по изобразительному искусству не было. Они предложили Татьяне попробовать создать упражнения для работы в самом простом графическом редакторе Paint. Результаты поразили. Школьники рвались к компьютеру несмотря на то, что уроки приходилось проводить в «чужом» кабинете – в изо такой техники не предусмотрели. Странная метаморфоза произошла и с ней самой. Татьяна всегда считала кумиром Ивана Шишкина, наставником – Гавриила Прибыткова, а себя – твердой реалисткой. Фильм о работах Василия Кандинского детям казался непонятным. Но после нескольких занятий с электронной кистью они вдруг увидели краски по-другому. Кандинский стал «своим». Мир фантазии неизмеримо расширился – границ у него практически не осталось.
По мнению Плотоненко, именно расширение сознания позволило ей рискнуть и выйти на конкурс «Учитель года». Родные были против, зная, что она может заниматься от души только одним делом. Правда, за победу, как скупо роняет она, пришлось расплачиваться здоровьем, друзьями. Зато в кабинете изо появился собственный компьютер. В кружок Татьяне пришлось принять даже трехлеток, так просили за них папы и мамы. Директор золотодобывающего прииска Николай Стародубцев взял школу, где творится такое великолепие, под свое крыло. Из Москвы Плотоненко привезла диковинные игры – артлото, с помощью которого ребята не только знакомятся с произведениями художников, но и самостоятельно – точнее, непроизвольно – ставят друг другу оценки. У кого больше карточек, тот и победил – такой вот конкурс в миниатюре. Рискнули и поехали без приглашения в Бийск на научную конференцию по информационным технологиям. Ученые мужи не знали, как вставить в серьезные доклады детские восторженные выступления «Компьютер в моем творчестве». А когда ребята продемонстрировали «морских чудовищ», созданных техникой вкупе с фантазией, строгие ученые в голос зашумели: «Золотые дети!»
Татьяна останавливаться не собирается – впереди новые вершины. Начала работать с «Фотошопом», для чего пришлось осваивать технологию изготовления снимков с самых азов. Дети подхватили идею, как всегда, с азартом. Но больше всего Татьяну радует, что муж, к ее творческим изысканиям относящийся без большого удовольствия, вдруг тоже увлекся. Теперь Татьяна сказочно богата. Адская работа, ставшая раем, талантливые ученики, продолжающие дело, семья творцов-единомышленников – все золото мира есть у нее. А Греция? Греция подождет.
село Сейкино, Республика Алтай
Комментарии