search
main
0

Все зависит от улыбки. На экзамене, как на работе..

​Совсем не так, как планировалось, заканчивалось обучение в колледже «Царицыно» в июне 2016 года для 19 студентов по специальности «гостиничный сервис». Именно они, как первопроходцы, изъявили желание пройти государственную итоговую аттестацию не только в обязательной для всех форме защиты выпускной квалификационной работы, а дополнительно принять участие в выпускной практической квалификационной работе по одной из компетенций WorldSkills. Апробация новой формы ГИА предполагала проведение демонстрационного экзамена, на котором студенты должны были в режиме реального времени и реальной ситуации продемонстрировать те навыки и умения, которые они приобрели в колледже на теоретических занятиях, во время производственной практики в отелях, на мастер-классах и стажировках.

Почему мы должны равняться на WorldSkills?Для пояснения несколько слов из истории движения WorldSkills в России.Данное движение существует в мире с 1946 года с целью проведения различных мероприятий и чемпионатов для мотивации молодых людей к профессиональной подготовке, к развитию профессионального мастерства и самореализации.В России проект проведения первого национального чемпионата WorldSkills Russia был одобрен в 2011 году, и в 2013-м в Тольятти прошел 1-й Всероссийский конкурс рабочих профессий WorldSkills Russia.  И в ноябре 2014 года глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об учреждении совместно с Агентством стратегических инициатив агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия».Весной 2016 г., встречаясь с директорами колледжей, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина обозначил важность участия студентов колледжей не только в чемпионатах WorldSkills, но и в проведении апробации ГИА по методике WorldSkills, с тем чтобы соотнести уровень подготовки студентов с мировыми стандартами. Студенты колледжа успешно принимали участие в  чемпионатах WSR в 2015 году, и этот год не исключение. Вопрос подготовки студентов к чемпионату включил в себя не только подготовку студентов, но и серьезную работу преподавателей и администрации колледжа с рабочими программами, учебными планами, с тем чтобы соотнести задания чемпионата c требованиями ФГОС СПО. Наши усилия увенчались успехом, и именно студентка нашего колледжа Диана Булатова в мае 2016 года стала победителем в Национальном чемпионате WorldSkills Russia в компетенции «Администрирование отеля».Потому когда встал вопрос об участии в апробации ГИА по методике WSR, то сомнений не возникло по выбору компетенции. Несмотря на сжатые сроки, систематический мониторинг уровня подготовки студентов колледжа по специальности «гостиничный сервис», анализ соответствия программ и учебных планов требованиям заданий WSR позволили нам уверенно заявить об участии в ГИА по компетенции «Администрирование отеля».В качестве главного эксперта (утверждает задания, технический регламент, вводит данные в систему CIS) приняла участие в ГИА национальный эксперт по компетенции «Администрирование отеля» Мария Ильиных (Челябинск). Независимыми экспертами были приглашены директор гостиницы «Сретенская» Наталья Обыденнова и директор медиадома «Планета отелей» Екатерина Шунина.19 студентов специальности «гостиничный сервис» приняли решение участвовать в апробации государственной итоговой аттестации по методике WorldSkills, то есть проверить на практике, в реальных условиях соответствие приобретенных умений и навыков мировым стандартам, уровень своей готовности успешно войти в профессию.И преподаватели, и студенты понимали, что мы стоим у истоков серьезных преобразований в сфере профессионального образования, когда все выпускники будут в специальных профильных центрах в режиме реального времени демонстрировать общие и профессиональные компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности. И от того, как пройдет этот экзамен, многое зависит.ГИA по методике WSR проходила как настоящий региональный чемпионат WSR по компетенции «Администрирование отеля». В 2 кабинетах были подготовлены рабочие места администратора – стойки ресепшн, МФУ для копирования документов, компьютеры с настоящей базой гостей, телефоны для связи со службами отеля. 8 студентов колледжа были подготовлены к ролям гостей, заезжающих в отель и попавших в нестандартные ситуации (непредвиденные роды, пропажа ценностей, затопление номера).Нужно отметить, что задания на демонстрационном экзамене не представляли собой ничего необычного: в них было собрано все то, что должен знать, уметь и делать сотрудник на определенной позиции, в данном случае администратор на стойке регистрации. И в диапазон навыков входит знание туристической информации, хороший разговорный и письменный английский язык, знание компьютерных программ, хорошие манеры и внешний вид, умение быстро решать проблемы и конфликты, компетентность в работе с денежными средствами и так далее.Однако новое все же есть: четкая проработка алгоритма, той последовательности, в которой должны звучать фразы, выполняться действия. Например, при бронировании номера по телефону студент как администратор должен был последовательно: 1) поприветствовать гостя; 2) спросить имя гостя; 3) уточнить дату бронирования, тип номера, количество людей; 4) попросить оставаться на линии, чтобы уточнить наличие номеров. В конце процедуры бронирования обязательно нужно улыбнуться гостю. Казалось бы, просто и очевидно, однако эксперты однозначно ставят «0» напротив каждого пункта, если последовательность нарушена. Строго? Да! Но именно отработка четкого алгоритма действий дает возможность не задумываться над деталями, словами и фразами, а быстро, легко и непринужденно решать все вопросы и тем самым сформировать благоприятное впечатление об отеле и желание гостя вернуться сюда вновь.Чемпионат организуется по модульному принципу. И мы проводили демонстрационный экзамен 3 дня по 5 основным модулям в четкой последовательности: «Процедура бронирования» (на английском языке), «Процедура заселения», «Туристическая информация», «Экстраординарные и неожиданные ситуации в отеле», «Процедура выселения гостей». Каждый модуль включал несколько заданий. К примеру, в модуль «Туристическая информация» входили задания на знание достопримечательностей Москвы, особенностей кухни ресторана отеля, возможностей отдохнуть с ребенком, магазинов столицы. Но подготовленные «гости» спрашивали и о ночных клубах, и о ценах на шубы и матрешек, и о загородных поездках… Администратор выступает в роли настоящего эксперта и советчика. Кроме модулей у студентов проходила самопрезентация: оценивались манеры, внешний вид. Все студенты обязаны были проходить экзамен в униформе.Все студенты успешно справились с заданиями, показали уровень от 70 до 87 баллов из 100 возможных.По окончании каждого из 3 экзаменационных дней, а особенно после торжественного закрытия чемпионата, где были объявлены баллы, прозвучали пожелания и напутствия, студенты обменивались впечатлениями, высказывали слова благодарности преподавателям за отличную подготовку, которая позволила даже при большом волнении справляться успешно с самыми трудными заданиями.Подвели итоги и администрация с экспертами. Для преподавателей и администрации апробация ГИА по методике WSR стала огромным опытом в подготовке и проведении демонстрационного экзамена. Все отдавали должное тому, что наши студенты были готовы ко всем заданиям, радовались возможности проверить себя, правильности действий по подготовке высокопрофессиональных специалистов отрасли гостеприимства. Уже стали строить планы подготовки студентов для участия в ДЭ следующего года.Директор гостиницы «Сретенская» Наталья Обыденнова поблагодарила за приглашение участвовать в апробации ГИА, так как ей как работодателю важно видеть, насколько максимально подготовлены студенты к выходу на рабочие места.  Наталья Алексеевна отметила, что проведение итоговой аттестации по методике WSR интересно и актуально своей практической направленностью, что для отрасли очень важно. По ее словам, такая методика оценки профессиональных компетенций позволяет выпускникам и будущим работникам отрасли быть сразу в ситуации, так как оценивается все: как себя ведут, нервничают ли, обращают ли внимание на гостя, насколько клиенто-ориентированы, не забывают ли все, чему учили, в стрессовой ситуации… Это очень важно. Кроме того, она считает, что очень важно, когда прописаны четкие критерии оценивания: объективная оценка предполагала выбор «выполнено – не выполнено». Есть улыбка – нет улыбки. Это оценивалось однозначно. Без каких-либо личных отношений к выпускнику, без субъективизма.Национальный эксперт по компетенции «Администрирование отеля» Мария Ильиных осталась довольна уровнем подготовки студентов колледжа «Царицыно». По словам Марии Михайловны, она не предполагала, что у большинства будет такой высокий балл, отметила, что получила огромное удовольствие, общаясь со студентами и преподавателями.  Было приятно слышать, что национальный эксперт дает высокую оценку и организации колледжем чемпионата, и уровню подготовки студентов, высказывает мнение на основании увиденного, что все те студенты, которые не приняли участие в апробации ГИА, смогли бы пройти ее достойно.И мы, естественно, в этом с ней полностью согласны.Светлана РОДИОНОВА, руководитель учебно-методического отдела отделения гостиничного и ресторанного бизнеса московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте