search
main
0

Все зависит от учителя и его компетентности

Сегодня о будущем российского образования думают все. Общество, как никогда, проявляет в этом активную заинтересованность, что в свою очередь оказывает влияние на раздумья и профессиональные поиски педагогов. Повышенный интерес к образованию в России имеет некоторые особенности. Во-первых, он идет сверху – от политиков, бизнесменов, государственных деятелей и администраторов всех уровней. Во-вторых, для этих людей в качестве ориентиров выступают черты некоей глобальной модели образования, связанной с принятыми в современном деловом мире стандартами – функциональная грамотность, компетентность, владение компьютером и как конечная цель – деловая цель – деловой успех. Реализация этой цели предусматривается через введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Введение ФГОС – сложный и многоплановый процесс. В каждой школе нужно разработать и утвердить основную образовательную программу начального общего образования образовательного учреждения; привести в соответствие с требованиями ФГОС нормативную базу (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение: в соответствии с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения); определить список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе; разработать локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключить дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; определить оптимальную для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей); разработать план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; организовать массовое обучение работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС, при этом уделив особое внимание обучению учителей начальных классов, руководителей образовательных учреждений, а также работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, повышению квалификации методического корпуса (осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов); обеспечить кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.Важнейший фактор, обеспечивающий успешность введения ФГОС, – системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) их введения: постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса, широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.Важное место в обеспечении готовности перехода к новым образовательным стандартам отведено созданию внутришкольной системы оценки качества образования. С 2009 года наша школа принимает участие в деятельности городской экспериментальной площадки «Формирование модели оценки качества общего образования в городе Москве» (ГЭП), организованной Московским центром качества образования.Деятельность ГЭП осуществляется по таким направлениям:    оценка образовательных результатов обучающихся;    оценка внутришкольной системы управления качеством образования;    оценка воспитательной деятельности образовательного учреждения (ОУ), включая оценку личностных результатов обучения;    оценка педагогической деятельности учителя;    электронная база данных по оценке качества образования;    оценка уровня развития базовых способностей обучающихся;    оценка уровня сформированности детско-взрослой общности;    оценка уровня обновления знаний в сфере образования;    разработка диагностических материалов для оценки качества образования;    оценка качества дошкольного образования;    оценка качества дополнительного образования в общеобразовательном учреждении и учреждении дополнительного образования;    самооценка образовательного учреждения, профессиональный и общественный аудит качества образования.Из всех направлений педагогический совет выбрал направление «Оценка педагогической деятельности учителя», так как от качества педагогической деятельности учителя напрямую зависит качество образования наших учащихся, а проблема оценки качества педагогической деятельности учителя приобретает особую значимость в условиях перехода от информационной к системно-деятельностной образовательной модели как основе новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и перевода образовательных учреждений на рыночные механизмы (новую систему оплаты труда).В связи с этими инновациями нам предстояло ответить на два вопроса.На основании каких критериев оценивать качество деятельности учителя?С помощью каких механизмов можно целенаправленно изменять педагогическую практику массовой общеобразовательной школы для осуществления перехода от информационной модели образования к деятельностно-компетентностной?Коллективу нашей школы необходимо было в кратчайшие сроки изучить ФГОС и на первом этапе подготовить образовательную программу перехода начальной школы на новые образовательные стандарты, предусмотрев обеспечение изменения подходов к преподаванию таким образом, чтобы на каждом уроке в классе царила атмосфера успеха, удивления и восхищения, поиска истины, постановки самостоятельно учебной задачи. Кроме того, нам нужно было осуществить еще один важный принцип компетентностного подхода – диагностичность целей урока (их измеримость).В первую очередь на каждом уроке учитель должен ответить на следующие вопросы.    Что должен научиться делать ученик за время занятия?    Как я, педагог, это делаю сам?    Как я проверю освоение способа?    Какой результат я ожидаю в данной группе по данной теме?Что было сделано в нашей школе, чтобы повысить профессиональную компетентность педагогов? Прежде всего было осуществлено повышение квалификации наших педагогов на разнообразных курсах при МИОО, РАО, МЦКО, центре НХО, НИИ ИСРОО, ОМЦ СЗАО. Администрация школы организовала обучение педагогов и на командных курсах, которые проходили на базе нашей школы при поддержке всех этих институтов. За последние три года курсы повышения квалификации прошли более 40 сотрудников, большинство из них продолжают ежегодно обучаться.Ирина ЮРЧЕНКО, заместитель директора по УВР школы №1192;Мария МАМАТХАЛИКОВА, заместитель директора по НМР школы №1192

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте