search
main
0

Все зависит от того, как к физкультуре и спорту относятся в школе

Что нынче стало целью современного образования? Мы считаем, что это развитие не только мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. Именно поэтому в основе педагогической концепции Центра образования №1840 при формировании процесса обучения и воспитания положен принцип здоровьесберегающего подхода и создание единого пространства для формирования личности, гармонично развитой не только физически, но и психически.

Физкультурно-оздоровительная работа начальной школы ЦО №1840 направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, ее основные задачи:- снижение уровня заболеваемости учащихся;- соблюдение валеологических требований на занятиях;- формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;- активизация двигательного режима в течение учебного года;- внедрение физкультуры и спорта в повседневный быт школьника.Основные формы работы нашего центра образования, направленные на здоровьесбережение современного школьника, сложились постепенно. Это прежде всего прогулка до учебных занятий, которую проводит дежурный учитель на пришкольной территории. Это ежедневное обязательное проведение утренней гимнастики до уроков, которую проводит классный руководитель или специально подготовленные учителем физкультуры учащиеся. Зарядка проводится в классе в течение 10 минут до начала первого урока. Физкультурные упражнения сопровождаются музыкой и речитативом. Наши специалисты по физическому воспитанию разработали подробный план проведения утренней гимнастики для учащихся, куда вошли не только различные комплексы упражнений, но и видеоролики проведения утренней зарядки.В рамках общеобразовательных уроков у нас проводятся психофизпаузы и физкультминутки, представляющие собой активный отдых, снижающий утомление учащихся, снимающий отрицательные воздействия длительных статических нагрузок, активизирующий внимание учащихся и повышающий их способность к более эффективному восприятию учебного материала. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 20-й минуте урока, а в 1-х классах – два раза на уроке. Физкультминутки не проводятся во время контрольных, самостоятельных работ и диктантов. В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений общей продолжительностью выполнения 1,5-2 минуты, которые снимают усталость с глаз, плечевого пояса, рук и мышц туловища, улучшают мозговое кровообращение, снижают психологическое напряжение, тревожность, агрессивность и способствуют сплочению класса.Большое внимание при организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы мы уделяем проведению динамических пауз и перемен. Динамическая пауза в первых классах – это активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование деятельности систем закаливания организма ребенка. Динамическая пауза проводится под руководством учителя, тут используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свободу и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы педагог обязательно продумывает и планирует заранее. Игровое содержание динамической паузы и перемены соответствует возрастным особенностям и интересам младших школьников, оно согласовывается с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков. Учащиеся сами заранее подбирают и проводят подвижные игры под руководством учителя, участвуя тем самым в организации динамической перемены.Спортивный час в группах продленного дня тоже способствует укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Занятия разнообразны по характеру и интенсивности, доступны и проводятся, как правило, на открытом воздухе, имеют оздоровительную направленность. Занятия проводят воспитатель или специалист по физическому воспитанию. Организованные таким образом физкультурные занятия в ГПД помогают создавать условия для развлечения и физической разрядки детей, достижения оздоровительного и рекреативного эффекта, продолжения совершенствования жизненно важных двигательных умений, навыков (подвижных и спортивных игр), изучаемых на уроках физической культуры, закрепляют у детей интерес к физкультурным и спортивным занятиям.В рамках урока физической культуры у школьников развиваются организационные умения, связанные с самостоятельным выполнением задания, установлением последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, с изменением физической нагрузки с учетом индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия. При этом развиваются умения сотрудничества в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований.В нашем центре образования, по данным анкетирования, у 90% учащихся самый любимый урок – урок физической культуры. Даже когда у ребенка есть освобождение, он все равно проявляет желание заниматься физкультурой и не пропускать урок. По данным мониторинга 2009-2010 учебного года, у наших учеников возрастает процент усвоения теоретических и практических знаний, познавательный интерес к занятиям физкультурой и спортом.Наряду с уроками физической культуры в нашей школе мы проводим занятия с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Большая проблема – нарушение осанки, плоскостопие.Работа ведется в двух направлениях: с учащимися, отнесенными к СМГ, и имеющими незначительные проблемы со здоровьем. Занятия проходят группами или индивидуально два раза в неделю. Комплектование групп проходит с учетом диагноза, пола и возраста ребенка.В работе используются общая и специальная тренировка. Общая тренировка направлена на укрепление и оздоровление организма в целом; специальные тренировки в ходе курса занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, направлены на устранение нарушений в деятельности определенных органов или систем в организме.Для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, мы включаем упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение, занятия на тренажерах.По итогам диспансеризации 2010 года для нас стало очевидно, что состояние здоровья учащихся школы №1840 улучшилось на 7%. У 93% школьников наблюдалось отсутствие прогрессирования заболевания.В рамках здоровьесберегающих технологий еженедельно мы проводим третий час двигательной активности, содержание которого планируется в соответствии с программой по физической культуре и проводится учителем физического воспитания.Мы проводим и большую внеурочную работу. Ежеквартально проходят выставки, конференции и защиты проектных работ, затрагивающие основные проблемы, связанные со здоровьем современного школьника, в которых участвуют учителя, учащиеся и их родители, а также открытые и интегрированные уроки, связанные с пропагандой здорового образа жизни учащихся. Использование интегрированных уроков дает возможность воспринимать процесс обучения комплексным, единым, а не разрозненным на отдельные дисциплины и оторванным от жизни. У ребенка формируется целостная картина мира и физического воспитания.В нашей работе немало внимания мы уделяем организации спортивно-массовых мероприятий, которые планируются и проводятся как во внеурочное время, так и в рамках урока: День мяча, День скакалки, День здоровья, День подвижной игры, Малые олимпийские игры. В школе проходят встречи с профессиональными спортсменами по различным видам спорта. Они проводят мастер-классы для учащихся и в интересной игровой форме ведут пропаганду спортивных занятий. Такие мероприятия для детей не только интересны, но и познавательны.Несомненно, проведению спортивных соревнований отведена важная роль. Их организации мы уделяем большое внимание, так как их основная задача – привлечение школьников к систематическим занятиям физкультурой и спортом, способствующим укреплению здоровья детей, их физическому развитию и физической подготовленности. Учащиеся начальных классов нашего центра образования принимают активное участие в районных, окружных и городских соревнованиях.Мы стараемся привлекать учащихся к занятиям спортом и с помощью спортивных секций и кружков. Занятиями в спортивных секциях охвачены 80% учащихся начальной школы, из них 50% занимаются в спортивных секциях на базе нашего центра образования – это степ-аэробика, фитнес для малышей, подвижные игры, бальные танцы, айкидо, спортивная игротека.Современная жизнь заставляет взглянуть по-новому на процесс физического развития в школе, именно мы уделяем ему большое внимание. Мы помним, что некоторые дети нуждаются в индивидуальном, дифференцированном подходе, создаем для них здоровьесберегающую и коррекционно-оздоровительную программу, реализуя ее в педагогическом процессе.Именно такой подход позволяет решить все задачи, поставленные педагогами, участвующими в процессе взаимодействия.Наталья АНОХИНА, учитель физической культуры Центра образования №1840

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте