search
main
0

Все зависит от нас. Преемственность в системе образования как фактор обеспечения его качества

В государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») на 2012-2018 годы перед системой образования поставлена задача модернизации образования как института социального развития ребенка.

Одна из ступеней социализации детей в обществе – образовательная организация – место, где дети учатся взаимодействовать друг с другом без излишней опеки взрослых, получают навыки совместной образовательной и игровой деятельности. Уже в полтора года дети приходят в дошкольное отделение, и от нас, педагогов, во многом зависит, какими станет их будущее.Для формирования личности ребенка необходимо предъявлять единые требования и неизменные ценности, транслируемые от всех участников образовательного процесса. И если семья обычно неизменна, то переход с одного уровня образования на другой вызывает сложности в период адаптации, которые мы можем помочь разрешить путем преемственности уровней образовательного процесса и сопровождения детей на протяжении всего времени пребывания в образовательной организации.В данной статье мы выделяем три наиболее сложных периода, в которые детям и родителям нужна особая поддержка, а значит, мостки преемственности просто необходимы.На первом этапе ребенок с родителями впервые переступает порог дошкольного отделения. В этот переходный момент образовательная организация приглашает родителей вместе с ребенком поближе познакомиться с миром дошкольного детства. В нашем образовательном комплексе адаптационные группы для детей раннего возраста посещают более двухсот человек. Большой популярностью пользуется группа «Вместе с мамой» для детей от года до двух лет. А для малышей от двух лет открыты кратковременные адаптационные группы на три или пять часов.После того как ребенок прошел процесс адаптации вместе с родителями, он уже может на несколько часов остаться в дошкольном отделении один, в группе раннего возраста. Происходит постепенный вход в новые условия, остается возможность присутствия мамы на первых этапах, реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку. При организации этой работы учитывается, что группы для детей младенческого и раннего возраста должны иметь возможность работать в разных временных режимах, отвечая запросам населения, а также учитывая специфики национально-культурных условий и местожительства семей.На втором этапе преемственности дети, посещавшие группы кратковременного пребывания, должны переходить в группы полного дня. Малыши ходят на экскурсии в 12-часовые группы, осуществляют совместные прогулки, участвуют в утренниках, досугах, спортивных мероприятиях. Затем педагоги-психологи составляют индивидуальный маршрут адаптации для каждого ребенка и передают его воспитателям. Таким образом, ребенок постепенно входит во все режимные моменты дошкольного отделения, и к началу учебного года он попадает в массовую группу, где уже чувствует себя комфортно.Со старшими дошкольниками связан третий этап преемственности: они ходят на экскурсии в гимназию, в музей боевой славы, педагоги организуют и проводят совместные праздники и досуги («День гимназиста», «Олимпийские резервы», «Новый год»), а также сюжетно-ролевые игры в гимназии.Образовательная программа дошкольного образования составлена таким образом, чтобы дети могли ощущать себя успешными, тянуться к знаниям, стимулируя познавательные потребности, а программа начальных классов основывается на тех базовых знаниях, которыми дети овладели на уровне дошкольного образования.Традиционно педагоги начальных классов заранее знакомятся со своими будущими учениками и их родителями, организовываются совместные показы образовательной деятельности учителей и воспитателей, общие родительские собрания. Каждый родитель может оценить, подходят ли индивидуальные особенности ребенка и учителя друг другу или нет. Таким образом, процесс адаптации к новым условиям школы и у ребенка, и у его родителей (законных представителей) проходит комфортнее.Педагоги-психологи гимназии работают в тесном взаимодействии друг с другом, выстраивая социальный портрет семьи и разрабатывая маршрут адаптации каждого ребенка в первом классе. Таким образом, достигается максимально комфортный переход ребенка из дошкольного отделения в первые классы гимназии.Такой подход к организации преемственности между семьями, дошкольным отделением и начальным звеном гимназии позволяет упрощать процесс адаптации детей и их родителей и создавать базу доверия между семьями и образовательной организацией.В нашем образовательном комплексе разработаны универсальные методы адаптации детей к новым условиям жизни, которые моделируются под индивидуальные методики, способы и формы общения с каждой семьей. Следовательно, сохраняется иммунная система ребенка, образовательный процесс носит непрерывный характер, а его качество становится выше.Таким образом, шаг за шагом мы делаем все, чтобы детям было комфортно пребывание в образовательной организации, а их родители могли доверять педагогам.Воплощая эту систему преемственности в жизнь, мы делаем все, чтобы не ребенка готовить к школе, а школу максимально подготовить к детям, к их индивидуальным особенностям.

Ольга МАЗУРИНА, руководитель дошкольного отделения гимназии №1290, почетный работник общего образования РФ;Елена КИРИЛЛОВА, методист гимназии №1290

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте