Сентябрьское повышение зарплаты педагогам во многих регионах России так и осталось обещаниями. В Новосибирской области зарплату удалось повысить реально. Во всяком случае в тех школах, директора которых талантливые менеджеры.
Еще в первом квартале 2011 года средняя заработная плата учителей Новосибирской области составляла 14763 рубля, притом что средняя по экономике была 18568 рублей. В сентябре ее удалось довести до 18860 рублей. На эти цели из областного бюджета выделено 380 миллионов рублей. Такая же сумма из федерального бюджета направлена на реализацию различных проектов и программ: приобретение оборудования, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации учителейи т. д. По словам Александра Флека, исполняющего обязанности министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, средства, которые поступили из федерального бюджета на реализацию модернизации образования, помогают решить комплекс мер. За счет этого в 2011 году приобретены 52 школьных автобуса. На реализацию проекта «Школьное окно» направлено 150 миллионов рублей из областного и еще 50 – из муниципальных бюджетов. Один миллиард рублей из областного бюджета пошел на различные виды ремонта в ходе подготовки школ к новому учебному году – эта сумма существенно больше, чем в предыдущие годы. Флек отметил, что такого повышения зарплаты педагогов – на 6,5 процента в июле и более чем на 20 процентов осенью – не было давно. Правда, самим образовательным учреждениям необходимо справедливо распорядиться этими средствами, чтобы обеспечить повышение качества образовательных услуг. Это удается многим в Новосибирской области. В 2007 году область перешла на систему нормативно-подушевого финансирования. Доходы школы теперь зависят от ее наполняемости. Существенно поднялась стимулирующая доля фонда оплаты труда. При этом ее распределение осуществляется образовательными учреждениями самостоятельно. Георгий Филимонов, директор новосибирского лицея №9, рассказал, что помимо норматива каждому образовательному учреждению Новосибирской области предоставлено право участвовать в проектах, запущенных региональным Министерством образования. Один из них – специализированные классы естественно-научного и математического направлений. Открытие спецклассов было подкреплено дополнительным финансированием. Норматив на одного ученика в таких классах составил 76950 рублей – почти в три раза больше, чем норматив финансирования лицеиста или гимназиста в Новосибирской области. В 2011 году в области открыты 60 спецклассов. Порядка 30 учреждений получили дополнительный фонд оплаты труда. – В нашем лицее сначала был открыт один спецкласс, а теперь – три. Ведущие учителя у нас получают зарплату существенно выше средней. Однако и требования к ним предъявляются более высокие, – подчеркнул Георгий Филимонов. Своим опытом поделился директор сельской школы Александр Дудкин. В Раздольное Новосибирского района приезжают учиться дети из города. И не только потому, что там современная учебно-материальная база. Главное – создана благоприятная среда для общения и обучения. Директор школы села Раздольное рассказал:- Создав условия для своих детей, мы привлекли тех, кто к нам не относится по микрорайону. Порядка 10 процентов детей стали приезжать из города, еще 10 – из отдаленных воинских частей, которые стали также возить своих детей к нам. С увеличением учащихся пошло и увеличение финансирования, что позволило увечить стимулирующий фонд и повысить зарплату педагогам. У нас коллектив стабильный, наши учителя не ищут работу в других учреждениях. Учитель нашей школы пока максимально зарабатывает 38 тысяч рублей.Александр Дудкин акцентировал внимание на том, что в школе разработаны локальные акты, в которых четко прописано, сколько и за что может получить каждый учитель. Кроме того, разработано положение о комиссии, в которую входят руководители методических объединений, председатель профкома, администрация школы. Комиссия подводит итоги работы учителей согласно положению о стимулирующих выплатах. Главный критерий тут – качество успеваемости. Потом это решение выносится на совет школы. К разработке положения приложили руку все участники образовательного процесса. Учитель начальных классов школы №28 Олеся Вахрушева работает в школе первый год, а получает уже 18 тысяч рублей. Такую зарплату ей начислили за счет урочной и внеурочной деятельности, которая введена в соответствии с новыми образовательными стандартами. «Помимо этого я веду в понедельник-вторник театральный кружок. А урочная деятельность – проверка тетрадей, классное руководство», – пояснила она. Каждое образовательное учреждение теперь само принимает решение, каким образом увеличивать зарплату: либо за счет увеличения стоимости часа, или за счет увеличения стимулирующих выплат. В бердском лицее-интернате №7 часть денег направили на стоимость часа. Директор Ирина Мануйлова рассказала: – Стоимость часа я подняла почти на 20 рублей. Оставшаяся сумма пошла на стимулирование. Мы тоже участвуем в двух региональных проектах. У меня минимальная зарплата учителя за 18 часов – 12 тысяч рублей, а максимальная за те же 18 часов – 33890 рублей. Я считаю, что это правильно. Потому что в первом случае эти 18 часов провел учитель без категории, причем не молодой специалист. И есть другой специалист, который работает в спецклассе, готовит школьников к конкурсам, олимпиадам, на научно-практические конференции, дает великолепные результаты на итоговой аттестации. Это как раз та ситуация, когда мы ушли от уравниловки. Да, у молодого преподавателя пока нет еще права получать за качество. Но учреждение заинтересовано в молодых, поэтому мы оказываем им поддержку. Для них мы устанавливаем надбавку 50 процентов от базового оклада. За счет этого зарплата повышается. В нашем учреждении средняя зарплата выше – 29904 рубля. И такого понятия, как 10 тысяч на учителя, нет. В новосибирской гимназии №1 в решении о материальном стимулировании педагогов участвует попечительский совет. Родители могут обратиться к администрации школы с просьбой о поощрении классного руководителя, если он это заслужил, и руководство обязано к ним прислушаться. Но главное, как считает директор школы №28 Геннадий Мурашов, все же в том, что директор школы сегодня должен быть не только хорошим администратором, но и хорошим менеджером. Тогда программы, которые предлагаются государством, могут работать успешно. Другое дело – где же взять такое количество талантливых директоров, чтобы хватило на все школы России?НовосибирскАнонс-2012 С 2012 года тема зарплаты будет обсуждаться на страницах «УГ» в каждом номере. Мы планируем регулярно проводить мониторинг учительских зарплат в разных регионах России, а также публиковать мнения экспертов по этому поводу. Ждем ваших писем по электронному адресу rudenkosa@mail.ru.
Комментарии