search
main
0

Все законно, если…

Предпринимательство – один из финансовых ресурсов для школы. Сейчас, например, во многих учебных заведениях “процветают” ларьки с разной канцелярской мелочью. Если школа большая, то бизнес можно сделать на одних только шариковых ручках. Я уже не говорю о ластиках, карандашах и тетрадках. Кстати, торговля будет гораздо выгоднее, если ассортимент – собственного производства.
Закон “Об образовании” предусматривает и другие виды предпринимательской деятельности учебных заведений:
– посреднические услуги;
– долевое участие в деятельности других организаций;
– приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) и получение по ним дивидендов и процентов;
– аренда.
Рассмотрим пример. Школа работает в одну смену, а в вечерние часы сдает несколько классов частному образовательному учреждению, которое организует курсы лингвистов. Если школа имеет статус юридического лица, то после заключения соответствующих договоров со своим учредителем (собственником школьного здания) и арендатором (частным образовательным учреждением) она получает арендную плату (за вычетом доли собственника) на свой банковский счет. Школа, не имеющая статуса юридического лица, а соответственно и банковского счета, не может напрямую получать арендную плату, а только лишь через спецсчет централизованной бухгалтерии. Но это – дополнительные проволочки, а главное – зависимость, от которой руководители иной раз пытаются уйти не совсем законным путем. Например, берут арендную плату наличными или заключают, так сказать, “джентльменское соглашение” на бартер. Думаю, излишне напоминать, чем это может обернуться.
Поговорим о платных образовательных услугах. Надо сказать, они приносят учебным заведениям неплохой доход. На этом поприще соревнуются государственные (муниципальные) и частные образовательные учреждения, причем последним дается “фора” в виде 46-й статьи Закона “Об образовании”: “Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов”. Для государственных и муниципальных учебных заведений закон более жесток и разрешает брать плату только за дополнительные образовательные услуги, то есть не предусмотренные государственными стандартами.
Приведу еще одно сравнение государственных и частных школ. И те и другие имеют право на государственное или муниципальное финансирование.
– Сорок первая статья Закона “Об образовании” дает право негосударственным общеобразовательным учреждениям на государственное или муниципальное финансирование только лишь с момента их государственной аккредитации и при условии реализации основных общеобразовательных программ, – комментирует юрист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Жанна Осипцова. – Это связано с конституционным правом граждан России на получение общего образования. В прежней редакции Закона “Об образовании” на государственное финансирование могли рассчитывать и частные вузы, но теперь этого нет.
Вернемся, однако, к муниципальным школам, которых в России большинство. И в редкой из них не открыты гимназические или лицейские классы, за обучение в которых берутся деньги. В этом нет ничего незаконного при соблюдении следующих условий:
– школа имеет лицензию на платную образовательную деятельность;
– в уставе школы приведен перечень платных образовательных услуг;
– оформлены договора с заказчиком на оказание этих услуг;
– заключены соответствующие трудовые соглашения с преподавателями.

Николай ХОТЕЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте