Такую олимпиаду проводят в столице с 2014 года для поддержки деятельности талантливых педагогов, которые обладают всеми необходимыми компетенциями для достижения высоких образовательных результатов учащихся. В 2015-2016 учебном году олимпиада состоялась в рамках Городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы». Принять участие в олимпиаде могли педагогические работники, реализующие основные общеобразовательные программы. Участие в олимпиаде было анонимным, при регистрации учителя указывали только адрес электронной почты, не сообщая никаких персональных данных. На первом этапе учителя прошли два тура олимпиады: заочный (с 6 по 14 ноября 2015 года) и очный (1 декабря 2015 года) на базе опорной площадки олимпиады. По результатам двух туров победители и призеры олимпиады продолжат соревнование за звание «Учитель года Москвы».
Иван ЯЩЕНКО, директор Московского городского центра педагогического мастерства:Метапредметная олимпиада во многом возникла по инициативе учителей, это не олимпиада, которая придумана для учителей, исходное предложение по формированию содержания заданий, подходов к ним поступило именно от лучших учителей Москвы. Эта олимпиада по-своему развивает те традиции, которые уже были заложены в Москве в различных учительских соревнованиях, например, недавно были подведены итоги творческого конкурса учителей математики, который тоже был придуман учителями математики Москвы, он существует уже много лет. Очень хорошо, что с прошлого года по инициативе Департамента образования и при его поддержке Городской методический центр и Центр педагогического мастерства проводят такую олимпиаду по всем предметам. Математикам в каком-то смысле проще, у них наука чуть более формальная, а здесь перед нами стояла задача вместе с лучшими педагогами города придумать такие задания, которые действительно были бы интересны учителю и ориентировали его на развитие. Составление заданий оказалось достаточно непростой задачей, и мы очень рады, что задания, которые были на первой олимпиаде, понравились учителям, эта работа была проведена и для второй олимпиады, традиции развиваются. Подчеркну, что эти задания содержали как часть, связанную просто с предметными знаниями, когда надо, например, решить задачу по своему предмету – математике, физике, химии, так и творческое задание по другим предметам. Хочу подчеркнуть, что эти задания содержали определенную метапредметную часть. Мы, конечно, не можем требовать от учителей, чтобы они решали задачи Всероссийской олимпиады, хотя многие из них и стараются. В заданиях был также блок, в котором учитель оценивал специально подготовленные для школьников задания. Учитель должен был выполнить и педагогическую работу – найти ошибку, провести анализ работы, составить соответствующие задания. Очень важно, что участие в заочном туре чисто анонимное, никто – ни школа, ни коллеги – не знают, что учитель участвовал в этой олимпиаде, если он участвовал неудачно, эта информация доступна только ему одному. Мы понимаем, что тут очень важен авторитет учителя в первую очередь для ребят, поэтому то, что учитель выиграл, мы, естественно, с радостью сообщаем, награждаем учителей. Нам приятно, что в этом году конкурс «Учитель года Москвы» использует наше начинание – метапредметную олимпиаду как точку входа в конкурс. Тех учителей, которые выступили в ней успешно, приглашают на следующий этап конкурса. Мы понимаем, что конкурс «Педагог года Москвы» уже имеет свои традиции, свои особенности; кроме предметных компетенций у учителя должно быть много других качеств, которые важны в том числе и для представления учительской профессии в публичном пространстве. Учителя, которые выигрывают конкурс в номинации «Учитель года Москвы», – учителя, которые могут себя успешно представить в медиапространстве. Не захотят победители метапредметной олимпиады пойти на конкурс, никто их неволить не будет, но успешно выступающие на конкурсе будут уже теми, кто продемонстрировал свои замечательные качества на олимпиаде. Нам приятно, что многие задачи, что были у нас на олимпиаде, уже стали определенным фольклором, их обсуждают, это очень интересный материал для повышения квалификации.Михаил БОРОДИН, заместитель руководителя Городского методического центра:В этом году мы снова провели метапредметную олимпиаду для учителей московских школ, могу сказать, что с каждым годом олимпиада привлекает все больше участников. Педагог, как известно, может научить только тому, чем в совершенстве владеет сам. Наша олимпиада и предназначена для поддержки талантливых педагогов. Задания олимпиады необычные, они были несколько нестандартными и предлагали учителю продемонстрировать не только обладание простыми знаниями по своему предмету, фактами из этой предметной области, но и знания в связи с другими учебными предметами, с другими науками, естественно, в связи с актуальными событиями реальной жизни.От участников олимпиады мы ждали еще и умения, и представления об универсальных учебных действиях, знаний о теории и методике обучения детей, естественно, знаний в области обучения на основе фундаментальных понятий.Алиса ДИНЦИС, учитель английского языка и заведующая кафедрой иностранных языков школы №1242 с углубленным изучением иностранных языков, победитель Первой метапредметной олимпиады «Московский учитель»:Все началось в прошлом году, когда очень творческий директор нашей школы Ирина Палихова предложила мне принять участие в метапредметной олимпиаде. Я с радостью согласилась, имела честь и радость стать победителем этого замечательного профессионального конкурса. Современная школа формирует у учащихся понимание целостности мира, основанной на связи всех процессов и явлений, происходящих в обществе. На мой взгляд, одной из основных причин фрагментарности знаний учащихся становится разобщенность предметов, отсутствие метапредметных связей, хотя, с другой стороны, в мире мы наблюдаем интеграцию в разных областях человеческой деятельности, в частности, в сфере образования, информационных технологий, науки, культуры. Перед педагогами и школой стоит важная задача – помочь нашим детям сформировать эту целостную картину. Что такое школа для ребенка? В первую очередь это учитель нового поколения – всесторонне развитая личность. На мой взгляд, школа интересна ребенку, растет, развивается, живет только тогда, когда учитель вызывает интерес у своих учеников. Мы, учителя, должны идти в ногу со временем, но тут самый главный вопрос, как это сделать. Думаю, мы должны заниматься саморазвитием, оставаться интересной, многогранной личностью, профессионалом не только в своем предмете, но и за его пределами. Метапредметная олимпиада направлена на самореализацию учителя, задания помогают педагогу реализовать его творческий потенциал и применить изобретательность при решении актуальных проблем и ситуаций. В этой метапредметной олимпиаде мне представилась уникальная возможность где-то использовать метод вероятностного прогнозирования, а где-то просто свой интеллектуальный багаж. Теперь я от всей души рекомендую коллегам участвовать в этом уникальном, интересном профессиональном конкурсе, это позволит нам найти новые пути для формирования межпредметных связей, повысить эффективность обучения и создать благоприятный микроклимат в классе.
Комментарии