search
main
0

Все в сад! Крутинские школьники всегда готовы посадить дерево и очистить ручей

Молодое поколение России сейчас в сложной ситуации – старые идеалы рухнули, новых просто нет. Как научить детей любить родную землю, которая была и есть основа основ? Может быть, она и даст ребенку путь, по которому двигаться в жизни? Как на эти вопросы ответили педагоги Крутинского лицея, рассказывает его директор Наталья СВИРИДОВА.

В статусе лицея мы работаем всего второй год. Расположен он на окраине поселка Крутинка, где нет никаких других культурных учреждений. Так что мы поставили себе задачу формирования не только образовательного, но и воспитательного пространства. Учатся у нас 278 детей, многие из семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных и многодетных. В основном имеют средние учебные возможности. Но при этом умеют работать.Наш район аграрный, лидер среди девяти, расположенных в северной лесостепной зоне, по производству зерна, молока, мяса. Аграрному комплексу необходимы высококвалифицированные рабочие. Развиваются предпринимательство, фермерство, малый и средний бизнес. Но в поселке три школы и ни одного профессионального образовательного учреждения. Чтобы получить рабочую специальность, надо ехать в другой район или город, до которого 200 километров.Главная идея, которую мы стали развивать, принадлежит председателю Комитета по образованию района Светлане Юрьевне Трутаевой. Она давно говорит о том, что выпускники сельской школы должны любить свою землю, уметь работать на ней и с детства готовиться к тому, чтобы организовать свое дело. Помочь им в этом может профильное обучение. Какой профиль выбрать, решали вместе педагоги, родители, дети. Еще в 2011 году начали изучать их потребности. Анкетирование показало, что учительский коллектив видит основную роль лицея в формировании знаний, которые обеспечат поступление в средние и высшие учебные заведения. Родители тоже склонились к мнению, что основа успешности – знания, а не только умение устроиться в жизни. Почти треть хотели бы, чтобы дети остались жить дома, в селе. 95% учеников 9-го класса (именно там нам показалось правильнее провести опрос) решили продолжать обучение в школе. Причем 60% захотели поступать в учебные заведения, профилирующим предметом которых является биология.Таким образом, мы определили социальный заказ: интеграция общеобразовательной и профильной подготовки учащихся. Педагогический коллектив пришел к выводу, что вполне возможна реализация агротехнического направления. Лицензию на профессиональную подготовку мы получили в сентябре 2012 года.Основа для такого решения у нас была неплохая – лицей, перенявший традиции школы, из которой преобразован, силен опытнической работой на пришкольном участке. Сложилась целая система экологического образования. Более 16 лет работает экодружина «Зеленый друг». В начале века на государственном уровне заговорили об экологических проблемах, в школах даже ввели новый предмет. Ребята тогда заинтересовались, многие сдавали экзамены по экологии. Сейчас такого предмета в школьной программе нет, но мы, видя увлеченность детей, работу продолжили. Очень важно, что дети понимают – они в самом деле могут изменить мир. Работая над проблемой «Определение плодородия почвы различными методами», ученики 7-10-х классов создали проект «Наш школьный сад». С помощью социального партнера, Омского государственного аграрного университета им. П.А.Столыпина, получили посадочный материал – 65 кустов плодово-ягодных культур, заложили школьный сад. Нас очень поддерживает администрация района. И материально, и морально. Глава района Василий Николаевич Киселев, например, привел однажды всех чиновников в будущий сад на субботник – расчищали территорию, устанавливали ограждение.Весной и летом 2012 года мы организовывали встречи преподавателей ОмГАУ с учащимися, занимающимися опытнической работой. Кристина Иванова при научном сопровождении кандидата сельскохозяйственных наук Александра Юрьевича Трущенко выполнила исследовательскую работу по теме «Изучение сортообразцов яровой мягкой пшеницы в условиях Крутинского района», которая заинтересовала и местных. Яровую пшеницу испытывали на школьном участке. Кристина, кстати, была приглашена на очный IX Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева с работой «Эколого-гигиеническая оценка школьного помещения», и многие из ее рекомендаций мы учли при ремонте школы.Итоги научно-исследовательской деятельности наши ребята постоянно представляют на Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских работ, региональных научно-практических конференциях «Моя малая родина», «Исследователи природы». Везде есть победы, которыми мы можем гордиться.Наверное, ничего бы не получилось, если бы не было в школе такого человека, как учитель биологии Светлана Михайловна Алишина, почетный работник общего образования. Это ее заслуга, что наши дети любят биологию, исследуют окружающую среду, занимаются научно-исследовательской работой в области естествознания. Вместе с ней дети участвуют в социально-экологических акциях.Еще одна гордость – социально-образовательный проект, организованный группой компаний «Титан» и НК «Центр инноваций», под названием «Вырасти свой парк». Объектом очередного исследования стали водоемы Крутинского района. Вместе с областным Детско-юношеским центром туризма и краеведения ребята изучили экологическое состояние озер и речушек. Не только научились давать оценку экологическим факторам, но и помогли родному району. В перспективе планируется создать мониторинговый отряд.Аргументов в пользу выбранного профиля можно привести еще много. Учебный план лицея существенно изменился. Предпрофильная подготовка начинается в 8-м классе, где ребята по программе элективного курса изучают основы фитодизайна, продолжается в 9-м классе в курсе «Колесо здоровья». Компонент образовательного учреждения с агротехнической направленностью реализуется через элективные учебные предметы «Основы агрономии», «Технология производства сельскохозяйственной продукции», «Основы агроэкологии», «Сельскохозяйственная техника». По договору с ОмГАУ для учеников 8-11-х классов организовали направления: предпрофильная подготовка, пропедевтика знаний, формирование навыков научно-исследовательской работы для 8-9-х классов, профильная подготовка и подготовка к ЕГЭ для поступления в университет; консультации для педагогов района.Сложилась система социального партнерства и с Тюкалинским сельскохозяйственным техникумом. Сельскохозяйственную технику и основы агрономии ведут его преподаватели. Они же оказывают методическую помощь. Предметы дифференцированы для юношей и девушек: юноши изучают курс техники, девушки – агрономию и растениеводство. Все это дает возможность нашим выпускникам по окончании лицея получить рабочую специальность «тракторист категорий С и Е». В 2014 году свидетельство получат 15 выпускников. Чуть позже с помощью еще одного социального партнера, областного учебного центра «Ориентир», ввели еще и профессиональную подготовку по специальностям «оператор ЭВМ», «швея».Сегодня у нас в распоряжении 2 гектара земли, новый трактор с прицепным инвентарем,  спасибо администрации района! На пришкольном участке не только ведем исследования, еще и растим картофель, капусту, кабачки, огурцы… Нынче сняли 6,5 тонны овощного урожая, так что обеды у нас в столовой не только полезны, но и дешевы.Уже сегодня видим результаты своего труда. За последние три года семь выпускников поступили в Омский государственный аграрный университет, в техникуме учатся 13 наших ребят. Мы не ставим своей целью «вернуть всех к сохе». Дополнительные знания и навыки еще никому не помешали.Изучение профильных предметов играет для школьников различную роль: одним они необходимы для получения будущей профессии, другим позволяют приобрести базовые знания, третьим дают возможность овладеть инструментом познания смежных дисциплин и наконец четвертым могут быть полезны в общеразвивающем, общекультурном плане.И еще одну важную вещь мы поняли. Любовь к родной земле – чувство не абстрактное, а конкретное. В него нельзя играть какими-то разовыми мероприятиями, утешая себя иллюзией деятельности. Она требует дел – посадить дерево, очистить ручей… Это процесс воспитания, реальная забота о судьбах детей, и родители это очень ценят.    Выбирая профиль, надо ориентироваться не только на потребности детей и родителей, но и своей малой и большой родины.    Создание профиля должно начинаться с большой подготовительной работы, которая как раз и формирует эти потребности.    Подготовительная работа включает в себя и настраивание связей с социальными партнерами. Важно помнить, что этот процесс взаимный, нужно научиться отдавать.    Профильное обучение должно быть практико-ориентированным. Невозможно привить ребенку вкус к профессии теоретически. Профиль не просто углубленное изучение предметов, которые нужны для поступления в вуз. Это знания, умения, навыки, которые нужны человеку в жизни.    Не я сказала, но соглашусь: кадры решают все!Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте