search
main
0

Все в поход!

Прикосновение к природе, истории, обычаям

Дорога в тысячу ли начинается с первого шага.
Лоа-цзы

 

Знакомство с историей и культурой страны, укрепление здоровья и развитие самостоятельности, формирование ценностных ориентаций и патриотического самосознания – важнейшие задачи школы, которые успешно решаются средствами детского туризма.

К наиболее распространенным формам туристско-краеведческой деятельности в школе относятся учебные прогулки, экскурсии, походы, слеты, экспедиции, смотры готовности, соревнования, организация туристских кружков. Каждая из названных форм предъявляет свои требования к уровню туристской подготовки как обучающихся, так и их организаторов (учителей, педагогов дополнительного образования, классных руководителей).

В нашей школе мы выделили три уровня туристско-краеведческой работы. На первом уровне организуются тематические экскурсии и однодневные походы выходного дня. Даже непродолжительный выход за школьную территорию, экскурсия в парк или посещение экологической тропы несут в себе огромный воспитательный потенциал. Находясь в постоянном контакте с учениками, учитель во многом формирует их мотивационно-ценностные ориентиры через стиль и содержание своего общения, примеры поведения и взаимодействия с окружающей действительностью.

Второй уровень характеризуется специальной подготовкой обучающихся к участию в многодневных туристских походах и экспедициях. В нашей школе вот уже более двадцати пяти лет существует туристско-краеведческий клуб, который реализует дополнительные образовательные программы туристско-краеведческой направленности. В сотрудничестве с Московским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма, «Лабораторией путешествий» организуются многодневные туристские походы и экспедиции со школьниками в Смоленскую, Новгородскую, Калужскую области, Карелию и Беларусь. Для участия в многодневных походах и экспедициях 15 учителей нашей школы прошли обучение на курсах повышения квалификации, сходили в учебно-тренировочные походы и получили свидетельства руководителей туристского похода. Проведенная работа позволила сформировать сообщество учителей, которые с удовольствием принимают участие в туристских мероприятиях города, выходят в многодневные походы со своими учениками.

На третьем уровне ведется целенаправленная работа по подготовке школьников к туристским слетам и соревнованиям. На занятиях школьники овладевают основами ориентирования на местности, организации туристского быта, оказания первой медицинской помощи, техническими приемами подъема и спуска со страховкой, наведением навесной переправы через вод­ную преграду, вязанием узлов и многими другими навыками. Систематическая работа по организации туристско-краеведческой деятельности привела к высоким образовательным результатам школьников. В 2020 году ученики нашей школы стали победителями образовательного проекта «Путь героя», разработав туристский маршрут «Тропа Маресьева», проходящий по местам боевого пути легендарного летчика. С 2021 по 2023 год наши школьники совершили 23 похода выходного дня по Подмосковью, два похода по Смоленской области продолжительностью семнадцать и двенадцать дней, два похода в Новгородскую область, две поисковые экспедиции в Республику Беларусь. В 2022 году стали победителями 76‑го первенства по туризму по виду «Поисково-исследовательский туризм».

Родители школьников часто отмечают, что после возвращения из походов их дети становятся более самостоятельными, ответственными, волевыми. В условиях туристской группы школьники постоянно взаимодействуют друг с другом на протяжении долгого времени, учатся принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свои поступки, принимать мнения других участников группы и выполнять коллективные решения. Преодоление трудностей, возникающих в походе, формирует лидерские и волевые качества личности школьников. Прикосновение к природе, истории, обычаям и культуре родного края оказывает влияние и на нравственные качества обучающихся, воспитывает чувство патриотизма, формирует настоящего гражданина своей страны.

Кирилл СМИРНОВ, старший методист школы №760 имени А.П.Маресьева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте