Одно из важнейших правил успеха в нашей профессии не сомневаться в правильности выбранного пути.
Я уверена, что среди учителей не бывает случайных прохожих, решивших поработать на перекладных или пришедших в школу от безысходности. Да, не спорю, мы могли поступить в педвуз, не собираясь становиться учителями, мы могли оказаться в кузнице педагогов, не пройдя по конкурсу в других институтах. Но выбор пойти в школу после университетского выпуска мы уже делали осознанно. Полные решимости, мы понимали, что готовы бескорыстно и без остатка отдавать свои душевные силы, свою заботу, свою любовь, свои знания, проще говоря, всего себя нашим будущим ученикам. Мы верили, что, становясь учителями, превращаемся в своеобразный идеал, образец, пример для подражания для наших детей, во многом еще несформированных личностей. Мы знали, что наше общение с ними навсегда оставит свой след в их душе, а значит, мы в том числе в ответе за их будущее. Мы просто почувствовали сердцем верный путь – путь будущего.Не хочу идеализировать или слишком поэтизировать образ учителя. Мы далеко не святые, не пресловутые ницшеанские «сверхлюди», мы вовсе не особая каста, наделенная привилегиями и исключительными полномочиями. Приняв на себя груз быть проводниками детей по долгому канату взросления, мы, как и прежде, можем испугаться трудностей, упасть духом, сломаться. Мы не гордые каменные статуи парижского пантеона, мы обычные люди, выбравшие необычную профессию.Как и все люди, учителя очень разные. Несмотря на то что мы не отличаемся друг от друга названием нашей должности и всю жизнь в трудовых книжках, как правило, размашистым почерком кадровика написано только одно слово: «учитель», мы по-разному глядим на то, каким образом должен быть выстроен педагогический процесс. Педагогический процесс напрямую зависит от наших целей, от осознания того, что значит вырасти как педагогу. Рост педагога редко отражается в уровне зарплаты и повышении в должности. Порой эти обстоятельства угнетают современных молодых учителей, а современное информационное пространство, кишащее словами «карьера», «деньги», «престиж», «бизнес», «успех», лишь добавляет масла в огонь. В этой ситуации мы редко выбираем карьеру, продолжаем жить, направляемые нашим призванием, но нам приходится постоянно переосмысливать себя, задаваясь вопросом: так что же такое рост педагога? Рост педагога – количество улыбок и удивленных глаз, восторженно смотрящих на говорящего учителя, успехи учеников и благодарности родителей. Это и есть наши ключевые показатели эффективности, это и есть ответы, поддерживающие нас в любую минуту.Сегодня учителю, как никому, важно оставаться современным, идти в ногу с обучаемым поколением, а чтобы идти с ними в ногу, приходится все время обгонять самого себя. Возможно, сейчас наша разница в возрасте с учениками не так велика и мы еще близки, все мы дети XXI века. Но с неизбежностью наступит время, когда нам придется изо всех сил попытаться понять, чем же живут наши ребята, в чем же заключается «прикол» новомодной «фишки» и как работать с этим изрядно изменившимся причудливым устройством. Детям важно видеть перед собой человека, умеющего не только перейти на их уровень, но и могущего показать, что ему небезразлично то, чем они живут.Каждый день в постоянном совершенствовании самого себя необходимо постоянно подпитывать свою фантазию (она один из главных инструментов учителя), читать редкие, интересные и этически окрашенные книги, смотреть современные авторские фильмы, полные переживаний обычных людей (в том числе учителей), ходить в театр, обучаясь у актеров средствам эмоциональной выразительности, подмечать детали окружающего мира, читать научную литературу, продвигающую нас к новым знаниям, жить вместе со своими учениками совместной творческой и познавательной жизнью, наполнять себя как сосуд. Все это непременная составляющая жизни хорошего педагога. Чем больше мы знаем и умеем, чем лучше мы ориентируемся в науке и культуре, тем лучше сумеем воспитать наших детей, вложить в их головы методы мышления и ценности быта. В нашем деле нельзя стоять на месте, мы иногда должны экспериментировать, чтобы донести основную мысль урока. Преподавая грамматику английского языка, мы можем использовать вырезки из современных журналов о технике или молодежных течениях, яркие события, описанные у классиков литературы, говорить на молодежные темы – это маленькие изюминки для создания современного урока. Лишь детям позволительно считать, что учитель знает все. Как только так начинает считать сам учитель, его карьера, его успех, его престиж исчезают, лопаются как мыльные пузыри. Лишь постоянно принося новые идеи, новые методы в класс, можно надеяться на то, что ты вырастешь как педагог.Конечно, работа учителя – это и журналы, и дневники, и отчеты, и планирование, и прочая бумажная работа. Учиться оптимизировать свое время – задача молодых педагогов. Тратя свои эмоции на всеми нелюбимое заполнение бумажек, мы далеко не уйдем, необходимо использовать все, что дает нам XXI век: компьютеры, телефоны, Интернет, ipad, iphon, электронные книги и прочие современные девайсы.Я обычный молодой человек, учитель, который действительно сталкивается с проблемами и внутренними противоречиями. Но я хочу гордо говорить, что я учитель, а для этого я должна уважать сама себя за то, что делаю каждый день. Все в наших руках, в этом главный смысл.Валерия БАЖЕНОВА, учитель английского языка лицея №1550
Комментарии