Когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья приходит в дошкольную группу или школьный класс, педагоги, как правило, оказываются растерянными и не полностью готовыми к работе с данными детьми. Но современные образовательные комплексы располагают ресурсами для привлечения узконаправленных специалистов: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов.
В нашем комплексе функционирует служба психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят 26 сотрудников, осуществляющих свою деятельность в 15 зданиях.
Таким образом, команда специалистов совместно с учителем или воспитателем готовят индивидуальную программу и индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ с учетом особенностей и согласно рекомендациям ЦПМПК. Школьный психолого-педагогический консилиум отслеживает динамику развития, вносит корректировку в индивидуальный образовательный маршрут и при необходимости дает рекомендации по дальнейшей работе.
Но в условиях дистанционного обучения специалисты столкнулись с проблемой отсутствия личного общения с ребенком. Сложности возникли не только у педагогов и специалистов. В нашей помощи, поддержке и разъяснениях нуждались родители учеников и воспитанников.
Когда работа учебных заведений была переведена в дистанционно-электронный формат, перед нами встал непростой вопрос: как продолжать коррекционно-развивающие занятия, чтобы качество работы и установленные межличностные отношения между воспитанниками/обучающимися и специалистами не пострадали? Какой алгоритм взаимодействия будет наиболее эффективен и позволит выполнять свои функциональные обязанности в полной мере? Ведь только совместными усилиями можно достичь нужного результата.
В первую очередь необходимо проанализировать запросы и возможности родителей. Для этого специалисты самостоятельно, а также через воспитателей и классных руководителей вышли на связь с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и предложили им продолжить занятия в дистанционной или электронной форме, уточнив технические возможности. Для проведения онлайн-занятий была предложена платформа Zoom.
Вторым шагом было соблюдение формальностей и сбор заявлений и согласий на онлайн-занятия.
Далее мы подбирали время, свободное от уроков (для обучающихся школьных зданий), и время, которое родители могли бы уделить совместным занятиям с нашими специалистами, в особенности младших и средних групп, где без определенной личной помощи со стороны взрослого трудно концентрироваться на выполнении заданий и не отвлекаться на происходящее дома, а также в тех случаях, где для выполнения определенных упражнений родители могли бы быть нашими «руками».
Еще одной важной задачей стала адаптация материалов и методик к информационному формату. Это создание презентаций, тестов, упражнений с учетом возрастных особенностей и соблюдением СанПиНов. Специалисты использовали формат видеообращений, где показывали выполнение упражнений (артикуляционную гимнастику, пальчиковые упражнения, образец выполнения игровых упражнений с картинками) и отправляли родителям.
Мы постарались учесть возможность получения обратной связи. Кто-то присылал видеоотчеты на WhatsApp и на почту специалистам с фиксацией того, как дети отрабатывают упражнения на развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, выполняют письменные задания, упражнения на автоматизацию звука, развитие фонематического восприятия, отвечают на вопросы, некоторые родители давали обратную связь через звонки и сообщения. Специалисты использовали любые возможности современной связи, поддерживая всех психологически и информационно, получая от родителей положительные отзывы о нашей работе.
Мы, как и педагоги, сталкивались с теми же трудностями плохого качества связи, родителями и обучающимися, которые порой не сразу выходят на связь, забывают отправлять отработанные задания. Определенные трудности возникали в связи со спецификой нашей работы: часть компетенций, в развитии которых особенно нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья, необходимо развивать только при непосредственном общении. Но сообща, поддерживая друг друга, мы искали варианты замены и модификации заданий и упражнений.
Регулярно обмениваясь опытом по проведенным занятиям, обсуждая результаты и делясь методическим материалом (например, различными памятками, которые можно рассылать родителям), нам удалось сохранить высокий уровень своей работы.
В завершение хотелось бы отметить, что при переходе на новую форму взаимодействия с обучающимися и воспитанниками, конечно, были и трудности. В частности, в силу объективных обстоятельств (работа родителей, отсутствие Интернета и навыков владения компьютером, особенности здоровья обучающихся и воспитанников) часть родителей выбрали электронный формат, который в сравнении с дистанционным проигрывал в плане взаимодействия с ребенком. Часть родителей приняли решение отложить занятия до окончания режима повышенной готовности и возвращения детей в сады и школы.
Все новое и неизвестное часто сталкивается с внутренним сопротивлением и протестами. Но все в наших руках! Для себя мы выбрали путь поиска плюсов в сложившейся ситуации! Для специалистов психолого-педагогической службы это новый и интересный формат и опыт работы!
Ольга КАЛИНОВА, Елена ИШУНЬКИНА, педагоги-психологи школы №1466 имени Надежды Рушевой
Комментарии