«Ключ на старт. Пять, четыре, три, два, один. Пуск!» – под одобрительный рев зрителей ракета уходит в весеннее новодвинское небо, а космонавт в белом шлеме с буквами «СССР» совсем по-гагарински произносит: «Поехали!» Все это похоже на кадры из фильма, но на самом деле происходит в реальности на обычном школьном стадионе.
Гагаринский старт
В минувший понедельник стадион новодвинской школы №2 на пару часов превратился в стартовую площадку – здесь воспитанники объединения «Триколор» реконструировали события 55-летней давности, когда в космос полетел первый человек с нашей планеты.
– Это же здорово, что первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин, гражданин Советского Союза, – рассказывает Александр Беляков, главный организатор праздника. – Этим нужно гордиться, о его подвиге нужно рассказывать, ведь именно 12 апреля 1961 года началась космическая эра истории человечества.
Кроме «гагаринского» пуска школьники и воспитанники окрестных детских садов, собравшиеся на стадионе образовательного учреждения, увидели еще несколько запусков ракет – свое мастерство продемонстрировал Александр Николаевич Денисюк, руководитель авиамодельного кружка ДЮЦ. Космические аппараты взлетали под одобрительные аплодисменты и крики «ура!».
– Жаль, но в космос они не долетят, – серьезно сказал мне второклассник Юра, наблюдавший за пусками. – А я вот хочу стать космонавтом и полечу на Луну или Марс. Я даже модель ракеты собрал уже из лего-конструктора и все книжки про космос прочитал. Знаю, что скоро мы будем летать между планет, как в кино «Звездные войны» – на сверхскоростных кораблях. И точно найдем инопланетян.
Ракеты, запущенные авиамоделистами, в космос, конечно, не долетели, но многих заставили задуматься о своем будущем.
– Раньше многие школьники мечтали стать космонавтами. Это была героическая профессия, – рассказал Александр Беляков. – А теперь хотят быть менеджерами, директорами, бизнесменами. Немногие идут по космическому пути…
В космос без скафандра
Воспитанникам второй школы повезло – им для того, чтобы отправиться в космическое путешествие, даже скафандр надевать не нужно – можно просто спуститься в мастерские, вотчину Александра Белякова, учителя технологии. Сюда после космических запусков на стадионе и направились четвероклассники. Присоединился к школьникам и я.
– Мы отправимся с вами на спутник Сатурна Титан, – начал свою экскурсию педагог. – Титан – второй по размерам спутник планет в Солнечной системе. Нам он интересен потому, что в его атмосфере есть азот, и, вполне возможно, там есть жизнь.
На огромном столе в центре зала макет поверхности Титана, по которой «ползают» космические аппараты, изучающие грунт и атмосферу спутника. Все как в жизни – «титаноходы» управляются дистанционно из специально оборудованного «центра управления полетами» – сюда аппараты передают видеоизображение с поверхности Титана, а оператор принимает решение, куда им двигаться.
– Сигнал от аппарата до земли идет 71 минуту, – пояснил Александр Беляков. – Вот и представьте: чтобы сделать один шаг вперед, нужно более трех часов земного времени. Техника часто не выдерживает таких нагрузок.
Не выдержала техника и здесь – по непонятным причинам отказала система видеосвязи «титанохода» с Землей – хорошо, что наш Титан в двух шагах и аппарат можно взять в руки и проверить контакты.
Посмотреть в телескоп
К большому сожалению четвероклассников, они не встретили инопланетян, хотя и педагог в костюме летчика и шлеме (а его Александру Белякову «подарил сам Гагарин») рассказал много интересного о космосе, космонавтах и межпланетных полетах. Ребята даже совершили полет с Земли до Титана, наблюдая в «иллюминатор» то обратную сторону Луны, то кольца Сатурна, то вихрь на Юпитере, – складывалось впечатление, что здание школы свободно путешествует в пространстве.
А еще школьникам удалось посмотреть в телескоп и увидеть тот самый Титан, понаблюдать солнечное и лунное затмения, смену дня и ночи на нашей планете.
– Мы берем в космонавты всех, – улыбается Александр Николаевич. – Наш проект «Космос-55» будет работать до июля. Я буду проводить экскурсии для детских садов и школьников.
Кстати, как отметил педагог, проект постепенно будет обрастать новыми деталями.
– Так всегда бывает с нашими проектами, – улыбается учитель. – Ребята придумывают что-то новое, приносят какие-то элементы, из которых мы создаем что-то новое.
Так, кстати, в классе появился аппарат для реабилитации космонавтов после длительного нахождения в невесомости. Внешне это обычная беговая дорожка, но на деле необходимый тренажер в космосе.
– В условиях невесомости важно нагружать мышцы, – рассказал школьникам Александр Беляков. – Беговая дорожка – лучший для этого тренажер. Они даже на орбитальной станции есть.
После этих слов походить по космической дорожке захотели все.
Доехать до Плесецка
Пока школьники осваивали космический тренажер и любовались звездным небом, Александр Беляков рассказал мне, что готовил этот проект вместе с ребятами несколько месяцев, а последнюю неделю так и вовсе дневали и ночевали в школе.
– Но вижу, что все удалось: здесь есть и Титан, и планеты, и ЦУП, и самые разные космические аппараты, – говорит педагог. – Жаль, что это все макеты, а так хотелось бы показать ребятам настоящий космодром, стартовую площадку, скафандр…
Пока поездка на космодром Плесецк – несбывшаяся мечта школьников, у школы не получается организовать такую экскурсию.
– Но, я уверен, что все получится, – улыбается Александр Беляков. – У меня очень хорошая и активная команда, и раз мы сумели долететь до Титана, то и до Плесецка доедем!
Новодвинск, Архангельская область
Фото автора
Комментарии