Во все времена труд выступает главным условием жизни. В капиталистическом обществе это обусловливает потребность в правовом регулировании трудовых отношений работодателей и наемных работников.
Понятие «трудовое право» в широком смысле охватывает законодательство о наемных рабочих и служащих, нормы, регулирующие труд этой категории населения, заключение и расторжение с ними трудовых договоров. Хотя в законодательстве и в правовой деятельности термин «трудовое право» употребляется в более узком смысле.
Трудовое право регулирует и отношения наемных работников с профсоюзами, администрацией, с организациями социального страхования. Следовательно, под трудовым правом понимается самостоятельная отрасль права, регулирующая трудовые отношения наемных работников и их работодателей, связанные с ними общественные отношения. Трудовое право складывается, таким образом, из юридических норм, которые имеют объектом своего регулирования труд не только в овеществленной форме, а и так называемый живой труд, его организацию, условия.
Вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. новый Трудовой кодекс Российской Федерации изменил порядок: приема на работу; перевода и увольнения работников; величины и способы оплаты труда, поощрения за успехи в работе; взыскания за нарушения трудовой дисциплины; правила охраны труда; время охраны труда и отдыха; порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных договоров; порядок организации и проведения забастовок.
Текст Трудового кодекса РФ фактически полностью включает в себя положения законов «О коллективных договорах и соглашениях» и «О порядке разрешения трудовых споров» (см. раздел II, главы 2-9 Трудового кодекса РФ). Источники трудового права представляют собой нормативно-правовые акты, в которых выражаются нормы трудовых отношений: 1. Конституция РФ 1993 г.; Трудовой кодекс РФ 2002 г.; Закон РФ «О занятости населения РФ» и др. 2. Подзаконные нормативно-правовые акты; указы Президента РФ (например, Указ «О привлечении и использовании иностранной рабочей силы в РФ»); постановления Правительства РФ (например, «Положение об организации общественных работ»); 3. Нормативно-правовые источники местного регулирования условий труда.
Права и защита граждан в сфере международной организации труда. Проблемы всеобщей трудовой занятости, сокращения до минимума безработицы, повышение жизненного уровня населения планеты были уже в центре первой Международной конференции труда в 1919 г. В Филадельфийской декларации в 1944 г. в этой связи закреплялось требование устава Международной организации труда постоянно принимать необходимые меры: по регламентации максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели; по борьбе с безработицей; гарантии зарплаты, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни; по обеспечению пенсий по старости и инвалидности; социальной защите детей, подростков и женщин.
Принципиально новым шагом МОТ в решении проблем труда и занятости населения явилась Международная конференция в Женеве 18 июня 1998 г. В принятой на ней обновленной Декларации была закреплена установка 120 государств – членов МОТ на поддержку глобализации трудового права, резолюции «о занятости молодежи», на создание малых и средних предприятий. Об остроте этих вопросов в мире говорил Кофи Аннан на Генеральной Ассамблее ООН осенью 2000 г., ссылаясь на материалы и оценки МОТ. Мы сталкиваемся, констатировал Аннан, с крупной проблемой безработицы среди молодежи. По оценкам МОТ, шестьдесят миллионов молодых людей ищут работу, но не всегда могут ее найти. Примерно 80% из них живут в развивающихся странах с переходной экономикой. Вероятность безработицы почти в два раза выше для людей в возрасте от 15 до 24 лет, чем для взрослого населения. Они в меньшей степени защищены законом.
Все большее количество государств – членов МОТ придерживаются июньской 1998 г. резолюции Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы». В области занятости политика МОТ сводилась к обеспечению работой всех, кто готов приступить к труду или искал работу. В сфере трудовых отношений предусматривались защита работников производства от увольнения без основательных причин, обеспечение подходов при потере работы. В случае закрытия, самоликвидации или прекращения деятельности предприятий, учреждений предусматривается выплата задолженности по зарплате, за отпуск, за сверхурочные работы. В приведенной выше резолюции МОТ государства-члены призывались принять специальные меры по обучению молодежи востребованным производством специальностям и вовлечению ее в малые и средние предприятия.
В соблюдении прав человека в сфере труда важное место занимают социальное обеспечение и социальная защита населения. В советские годы по этим вопросам был принят целый блок конвенций и рекомендаций, предусматривавших повышенные стандарты, присущие обществу трудящихся.
Россия как правопреемница Советского Союза осуществляет с МОТ сотрудничество с 1954 г., то есть с момента выделения РСФСР в самостоятельную республику. В 90-е годы прошлого века российское государство ратифицировало 56 конвенций МОТ. Реальное взаимодействие МОТ и РФ осуществлялось в ходе подготовки Федерального закона России «О занятости населения» в 1992. В данном варианте закона были использованы отдельные блоки трудовых норм МОТ. Тогда же впервые обсуждались вопросы правоотношений предпринимателей и рабочих по найму, представителей профсоюзов и государственных органов по найму, представителей профсоюзов и государственных органов. Спустя два года проблема социально-трудовых отношений была вынесена на международную конференцию стран СНГ в Москве.
Крупным совместным мероприятием МОТ и РФ стала международная конференция с длинным названием «Социальная трудовая сфера по преодолению негативных последствий переходного периода в Российской Федерации». Она работала в Москве в октябре 1999 г. С докладами в первый день ее заседания выступили заместитель председателя Правительства РФ В. Матвиенко, исполнительный директор МОТ Г. Хултин, министр труда и социального развития РФ С. Калашников, председатель Федерации независимых профсоюзов М. Шмаков и др. В рамках конференции работали четыре секции: «Содействие занятости», «Политика в области уровня доходов населения и реформ заработной платы», «Социальная защита населения» и «Социальный диалог и развитие трудового законодательства».
Трехсторонний диалог наемного работника с работодателем и представителями профсоюзов способствовал разработке и утверждению отечественного трудового законодательства. В дополнение к этому особую роль выполняет Трудовой кодекс РФ ст. 3, 4, юридические гарантии прав на труд, запрещающие дискриминацию и принудительность труда. Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Конституционный закон «О занятости населения» определяет гарантии его реализации. Тем более что возможности для занятости трудом в российском обществе имеются. Другое дело, кого следует считать безработным, а кого нет. Для признания безработным закон предъявляет следующие требования: во-первых, гражданин должен быть дееспособным. Во-вторых, он не должен на момент подачи заявления в службу занятости иметь другую работу и зарплату. Согласно конвенции МОТ государственная служба занятости призвана обеспечить организацию рынка труда, выполнять национальную программу поддержания полной занятости и развития производительных сил в стране. В Конвенции определен круг задач службы занятости; помощь гражданам в устройстве на работу и перемещении трудящихся с учетом их профессиональной квалификаци.
В-третьих, безработный гражданин должен быть готовым приступить к посильной, приемлемой работе. В-четвертых, безработный должен быть зарегистрирован в службе занятости как нуждающийся в постоянном заработке. На первый взгляд это само собой разумеется. Но на практике это не так. Каждое из четырех требований трудоустройства имеет свою сложную систему критериев, разграничивающую тех, кто действительно намерен добросовестно зарабатывать, и тех, кто стремится получить деньги без трудозатрат. В этом плане особо важен учет работниками службы занятости объективных критериев при регистрации гражданина в качестве безработного. Например, Сидоров Дмитрий до обращения на биржу труда занимался индивидуальной предпринимательской деятельностью и тем самым оказался в сфере действия трудового права. Но дела у Сидорова не сложились, и он прекратил индивидуальный малый бизнес, обратился в службу занятости с письменным заявлением признать его безработным, чтобы получать пособие по безработице. В заявлении он не указал о прошлой своей трудовой деятельности. Вскоре его уведомили,что снят с учета безработного и дальнейшая выплата пособия по безработице ему прекращена. Теперь служба занятости потребовала возвратить полученные деньги в форме пособия.
Признание молодого человека безработным может состояться лишь при достижении им 16 лет, что, однако, не лишает его права заниматься трудовой деятельностью и ранее. В настоящее время прием на работу допускается с 15 и даже с 14 лет в исключительных случаях. Верхний предел трудоспособного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, поскольку с указанного возраста граждане России имеют право на пенсию по старости. Правда, настоящее правило не является абсолютным, поскольку законодательство допускает снижение этого возраста по льготным основаниям, предоставляя гражданам пенсию по старости и за выслугу лет. Долгое время другие нетрудоспособные граждане – инвалиды (I, II групп) также не могли быть зарегистрированы в качестве безработных. Теперь внесением изменений и дополнений в закон «О занятости» и принятием закона «О социальной защите инвалидов в РФ» им предоставлено такое право.
Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук
Комментарии