Когда Наташа Федюхина после окончания школы заявила родителям, что собирается стать учителем, мама только развела руками и грустно пошутила: “Ну что ж, ума нет – или в “мед”, или в “пед”!” Но спорить родителям с выбором дочери было бесполезно. Уж кто-кто, а они-то видели, что их дочка еще в детских рисунках всегда изображала себя возле школьной доски с указкой в руках… Когда Наташа закончила Сахалинский пединститут и получила диплом с заветной специальностью “географ-методист воспитательной работы”, ее, по определению, потянуло “в дальние страны”. Владивосток из Южно-Сахалинска казался девушке целым миром.
Я просто села на пароход и приехала в город своей мечты. По большому счету – в никуда. Было это ровно три года назад. Пошла по школам предлагать себя в качестве “живого товара”. Эта метода в конце концов возымела успех. Когда я обошла десяток учебных заведений, работу географа я себе нашла! – Наташа рассказывает, а я смотрю на нее и совершенно не могу себе представить эту худенькую девушку в строгой роли классной дамы.
– За тобой случайно мальчишки-одиннадцатиклассники не бегают?
– Вот еще! Правда, когда на урок в первый раз пришла, девочки допытывались, замужем я или нет. Знаешь, мне сначала дали шестые-восьмые классы. Я их увидела, просто испугалась, они мне такими взрослыми показались! Но это быстро прошло. Теперь запросто с десятыми-одиннадцатыми работаю, веду классное руководство. Говорят, в нашем районе, где живут в основном рыбаки, дети не подарок. Не знаю, мне, наверное, не с чем сравнивать. Но, слава Богу, пока никто кактусы на стул не подсовывал, как мы в свое время школьной учительнице. Так что, думаю, разговоры о том, что подростки в последнее время сильно испортились, мягко говоря, преувеличены!
Да, если бы нужно было сочинить гимн молодой школьной поросли, лучшего собеседника, чем Наталья Федюхина, мне было бы не найти! А вот про дела земные, бренные, к примеру про зарплату, эта совершенно нетипичная молодая учительница ну никак не хотела говорить. Интересно, это потому, что молодая, или потому, что нетипичная?
– Ну что в этом интересного? Свою первую получку я получила в день рождения, 3 октября! Помню, дали мне где-то рублей 600. Я так рада была, так гордилась. Теперь, конечно, к зарплате у меня отношение несколько иное. Я бы сказала, более реальное. Работаю на полторы ставки, это 28 часов. Прихожу рано утром, ухожу поздно вечером. Получаю полторы тысячи. “Голый” оклад – 600 рублей. Это учитывая мой 12-й разряд. Теперь уже льгот – 50 процентов от оклада, как молодому специалисту нет. Я еще успела в свое время этим воспользоваться, а вот девчонки после института пришли, им вообще не платят. Почему – не знаю… А теперь еще квартплату в городе сильно подняли. Что будет в кошельке оставаться – ума не приложу… Маленькая деталь. Наташа невзначай обмолвилась, что вот уже год, как она вынуждена ходить на работу пешком. И хотя школа совсем не близко от ее дома, но тратить десять рублей каждый день на коммерческий автобус российский учитель себе позволить, увы, не в состоянии!
– Ну а профсоюзы? Хотя бы какую-то помощь они оказывают?
– А я давно вышла из этой организации, – говорит Наташа. – Наш профсоюз занимается исключительно организацией разного рода торжеств и школьных юбилеев. У меня нет желания в этом участвовать…И вообще хватит о грустном. Все у меня хорошо. Давай лучше поговорим о конкурсе. Теперь у меня главная задача – пройти во второй тур…
Собственно, краевой конкурс “Молодой учитель” и был поводом нашей встречи. В Приморье он будет проводиться впервые не как альтернатива, а скорее как первая ступенька “Учителя года”, до которого молодым педагогам зачастую просто нужно дорасти. Учитель географии школы N 53 Наталья Федюхина на этом конкурсе Владивосток будет представлять одна. Это наводит на определенные, отнюдь не радостные, размышления… К сожалению, молодых учителей, которые всерьез и надолго решили задержаться в профессии, где “адский труд и медные деньги”, сегодня можно пересчитать по пальцам. Школу молодые девушки, не говоря уж о парнях, зачастую рассматривают только как временный плацдарм, где можно осмотреться, а потом без сожаления выпорхнуть из пропахшего нищетой гнезда в более комфортную жизнь.
– Не хочу, не хочу бросать школу! Буду участвовать в конкурсах, профессионально расти и обязательно стану прекрасным учителем! Таким, например, как Наталья Васильевна Хлопотова, которая сейчас мне очень сильно помогает.
В процессе монолога моей собеседницы я ловила себя на мысли, что, наверное, чего-то не понимаю в этой жизни. Или, может быть, просто не хочу принимать. И тут меня осенило. Спасло филологическое образование. Я нашла типаж, и мне стало легче, потому что стало понятнее. Передо мной сидела обыкновенная тургеневская девушка. Из тех, что раньше лечили крестьян в земских больницах, а их детей учили в сельских школах. Реликтовая порода.
Моя гостья заторопилась:
– Поздно уже. Пойду. Спать ложусь рано, потому что вставать в шесть утра, а потом пять остановок топать.
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток
Комментарии