Как подготовиться к олимпиадам по литературе и журналистике? С чего стоит начать? По каким критериям нужно искать репетитора? Об этом и не только рассказывает студентка 3 курса журфака МГУ и преподаватель Ассоциации победителей олимпиад Вероника Уварова.
– В течение 10–11 классов вы стали призером 2 степени олимпиады «Покори Воробьевы горы» по журналистике, призером 2 степени олимпиады «Высшая проба» по филологии, призером 3 степени олимпиады «Ломоносов» по литературе, призером 3 степени олимпиады «Высшая проба» по журналистике, трижды призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, дважды участником заключительного этапа ВсОШ. Как началась ваша подготовка к олимпиадам?
– Я начала готовиться к олимпиадам в 7 классе. Тогда училась в техническом лицее. Там все было нацелено на то, чтобы ученики получали грамоты и продвигали школу. Первые олимпиады, которые я писала, были от Физтеха и от МГУ – по математике и физике. Однако моя учительница по литературе, когда я училась в 9 классе, предложила мне поучаствовать в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Я подумала: почему бы и нет. Литература мне всегда была приятна. В итоге прошла на заключительный этап с хорошими баллами.
Честно, я особо тогда не готовилась. В школе никак не помогали. Мне тогда сказали, что я могу поехать, но мне придется сдавать все контрольные, которые я пропущу. Типичная ситуация в глубинке, в то время, как дети из больших городов занимаются в специализированных центрах по подготовке к олимпиадам.
На заключительном этапе мне не хватило нескольких баллов до призерства. После 9 класса я долго думала, что мне ближе: технические науки или литература. Потом поняла, что математика, физика – не мое.
– Чем вам запомнилось первое участие во Всероссийской олимпиаде школьников по литературе?
– Мне он запомнился творческим туром. Нужно было сделать доклад по театру. Я тогда цитировала Аристотеля. Если на анализе я «плавала», то от творческого задания получила удовольствие. Было также особое меню для олимпиадников. Помню, мы приходим после устного этапа в столовую, и нас ждет «салат»: полосочка в виде змейки из майонеза и два черных перца. Что мы там поедим? Это было смешно.
– Как вы продолжили готовиться к олимпиадам после того, как съездили на заключительный этап ВсОШ по литературе?
– Сначала я съездила на Всеросс (Всероссийская олимпиада школьников) и подумала, что литераторы странные, говорят какие-то непонятные слова. Не то, что технари. Но в какой-то момент я зашла в книжный магазин в отдел филологии. Там я увидела много интересных книжек. Особенно меня заинтересовала книга Лотмана о культуре. Я узнала, что по литературе есть специализированные книги. Тогда для меня это был шок. В нашей школе о Лотмане никто не говорил. Я прочитала его труды, это был первый шаг. Дальше я продолжала участвовать во всевозможных олимпиадах. Так, в 10 классе мне удалось занять 3 место на «Высшей пробе» по журналистике.
Я занималась сама, поэтому были определенные проблемы. Они выявились в 10 классе на региональном этапе Всеросса по литературе, когда нам вместо лирики дали прозу. К тому же Шмелева. У него трудный язык. И вот он на олимпиаде. Это страшно. Мне не хватило 10 баллов, чтобы пройти на заключительный этап. Я думала: где же принимают «Высшую пробу» за 10 класс?
Летом перед 11 классом я стала заниматься с девушкой из МГУ. Это был очень плохой опыт. Мы готовились не то к олимпиадам, не то к ДВИ (дополнительные вступительные испытания). Я рыдала, преподавательница ничего нормально не объясняла. Просто пересказывала учебник по истории журналистики. «Ну что ж, твои сочинения ужасные. Ты очень слабая ученица», – говорила она. В итоге я написала своей учительнице по русскому и литературе из школы. Она помогла мне, посмотрела мои сочинения и сказала, что в них есть недочеты, логические ошибки, но это очевидно не 0 баллов.
Потом мы с мамой стали искать репетиторов на разных сайтах. Нашли замечательную женщину, от которой я до сих пор в восторге. Она уже много лет готовит олимпиадников. Сначала она меня хвалила, я много читала, писала. Однако позже обнаружились мои недочеты. Я совершенно не умею писать от руки. Сложнее увидеть ошибки, когда текст написан таким образом. К тому же страх белого листа мешает всем олимпиадникам. Были тяжелые 3 месяца работы, которые привели к хорошим результатам. Я стала призером во многих перечневых олимпиадах и финалистом Всеросса.
– Сейчас вы уже сами готовите ребят к олимпиадам. По вашему мнению, по каким критериям нужно искать репетитора?
– Мне кажется, что тот формат, который предлагают в АПО (Ассоциация победителей олимпиад) и ЦПМ (Центр педагогического мастерства), самый классный. Там преподают молодые ребята, которые прошли олимпиадный путь и понимают специфику каждой олимпиады. Школьные преподаватели иногда плохо понимают специфику, могут дать много лишней или устаревшей информации. А те, кто сам недавно участвовал в олимпиадах, знают, что это такое, могут и дать современные форматы, и психологически поддержать.
Так, первый критерий – возраст. Второй – опыт. При подготовке к олимпиадам лучше всего искать такого же олимпиадника, который оканчивает или окончил университет.
Еще один важный критерий – деньги. Нужно заниматься с человеком, для которого результат важнее прибыли. Я знаю много репетиторов, которые берут с учеников огромные деньги, но при этом не разбирают индивидуальные проблемы в работах. У кого-то проблемы с логикой, у кого-то – с собранностью, у кого-то – с пониманием формата конкретной олимпиады. Когда готовишь к олимпиадам, важны индивидуальный подход и поддержка.
При пробном занятии нужно посмотреть, как человек выстраивает структуру занятия. Это не должен быть пересказ учебника. Важно, чтобы было чередование теории и практики. Стоит также обратить внимание на то, какие дополнительные материалы дают после урока.
– Чем подготовка к перечневым олимпиадам отличается от подготовки к Всероссу?
– Я бы не сказала, что они сильно разные. И там, и там надо много читать и писать. Когда ты готовишься к Всероссу, пытаешься объять необъятное. Есть разные пути. Классический: заниматься как можно больше анализом. Анализ – это самое сложное. Но перед ним нужно как минимум разобраться в тропах и разных литературных течениях, группировках и направлениях, и другой теории. Можно параллельно с анализом читать культурологические книги: про эпоху, про культурные концепции.
К творческому заданию лучшая подготовка – просмотр культурно-развлекательного контента, чтения свежих материалов СМИ, походы в театры, музеи и кино. Перечневые олимпиады немножко не такие. Некоторые довольно просто готовятся к олимпиадам от МГУ: читают весь список литературы и пишут задания прошлых лет.
– Какие советы вы можете дать ребятам, которые собираются писать олимпиады по журналистике и по литературе?
– Начну с журналистики. Невозможно написать хорошо олимпиады, если только читал учебники по теории медиа, но совершенно не интересуешься новостной повесткой. Важно не только изучать теорию, но и следить за профессионалами, за тем, как они выстраивают структуру материалов, как задают вопросы. Это будет намного полезнее, чем изучить кучу теории. Для олимпиад от ВШЭ, РАНХиГС И СПБГУ точно. Для них важно понимать современные процессы в СМИ.
Сфера медиа меняется слишком быстро. Появляются новые тенденции, новые форматы. Важно также не забывать о филологии и истории. Олимпиады по журналистике от МГУ строятся в основном на знании истории, культуры и литературы. Литература нигде не оставит. И, конечно, нужно писать, развивать письменные навыки. Нужно попробовать себя в журналистике: попробовать публиковаться в школьных СМИ, в местных, в онлайн-журналах. Пока не попробуешь себя на практике, вряд ли что-то может получиться.
По литературе, во-первых, нужно не бояться писать серьезные тексты. Очень многие мои ученицы думают, что они не способны написать серьезный, тяжеловесный и интересный глубокий текст. Можно по-разному проанализировать произведение, а не просто пройтись по содержанию. Как раз вспоминаем Лотмана, Гаспарова и других филологов. Без знания их работ тяжело написать глубокий анализ. Важно также развивать в себе навыки прикладной филологии. Нужно смотреть не только на то, как устроен текст, какие у него логические связки, средства выразительности, а как эти знания можно применить логически.
Мне также хочется дать совет, что не стоит думать, что что-то не получится. Если ты действительно этого хочешь и будешь стараться, то все труды, страдания и слезы окупятся. Пока твои одноклассники отдыхают и смеются, а ты пашешь и рыдаешь, не думай, что у тебя плохая жизнь. Спустя пару месяцев они будут в спешке готовиться к ЕГЭ, а ты уже будешь спокойно ждать поступления в вуз мечты.
Комментарии