В рамках конкурса «Учитель года Москвы-2010» в Южном округе проводился конкурс для молодых педагогов со стажем работы до 3 лет «Первые шаги – педагогический дебют». В первом туре конкурса в нем приняли участие 84 молодых специалиста из 67 школ округа. Второй тур конкурса «Первые шаги – педагогический дебют» по традиции проходил на базе Центра в «Поведниках». Этот конкурс был представлен восемнадцатью молодыми педагогами, которые выполняли импровизационное задание и участвовали в мастер-классах лауреатов конкурса «Учитель года Москвы». Официальное завершение профессиональных конкурсов состоялось 29 января 2010 года в Центре внешкольной работы «На Сумском», где были подведены окончательные итоги, названы лауреаты и победители. Представляем вам размышления молодых педагогов о конкурсе и своей любимой профессии.
Три кита учительского счастья
Каждый учитель рано или поздно задает себе вопрос, в чем счастье учителя. Однако не каждый может с легкостью ответить на него. Наверное, для кого-то счастье заключается в любви и успехе своих учеников. Для других – в создании своей инновационной методики обучения или же в победе в профессиональных конкурсах. Для меня ощущение учительского счастья крепко стоит на «трех китах» – это ученики, коллеги и личностный рост.
Ученики
Наши ученики – то, ради чего мы, учителя, живем и творим. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий. Ее жители непосредственные и восприимчивые, но в то же время дети – самые строгие и требовательные критики. В школе каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, где все время надо дарить окружающим свою энергию, знания, умения, душевное тепло, где надо помочь ребенку раскрыть себя, показать все свои способности. Нужно уметь постоянно удивляться своим ученикам, любить такими, как они есть, и радоваться успехам каждого, будь то маленькая победа над несложным упражнением или призовое место в городской олимпиаде. Учитель, словно волшебник, открывает ученикам дверь в мир неизведанного. Жажда познания и блеск в глазах моих учеников – настоящее счастье.
Коллеги
Как не существует школы без учеников, так и нет учителя без учительского коллектива. Особенно нужна поддержка и помощь коллег молодым специалистам, только начинающим свой профессиональный путь. Я имею в виду не только методические советы, но и психологический аспект: взаимоотношения и восприятие молодого учителя уже сложившимся коллективом. Мне повезло, меня, как молодого педагога, приняли тепло и радушно, хотя многие молодые специалисты не могут похвастать подобным. Поэтому кроме коллектива школьного необходимо общение с учителями из других школ, готовыми поделиться своим бесценным опытом, энтузиазмом, идеями. Счастье учителя – в умении быть и ощущать себя частью коллектива единомышленников.
Личностный рост
Ничто не может стоять на месте. Время бежит, ученики растут, поколения меняются. Остается учитель. Учителю, как никому другому, важно постоянно развиваться, двигаться даже не в ногу со временем, а заглядывая вперед, предугадывая события. Учить и все время учиться – таким должен быть девиз каждого учителя. Стремление достать звезду с неба и подарить ее своим ученикам – вот оно счастье.
Конкурс помог мне по-новому посмотреть на многое в профессии учителя, прибавил уверенности, познакомил с потрясающими людьми. Среди конкурсантов сложился дружный коллектив, который, надеюсь, после завершения конкурсных испытаний не распадется. Ничто не проходит бесследно, и наши первые шаги запомнятся каждому из нас надолго.
Ксения ВОРОНОВА, учитель английского языка ГОУ ЦО №1862 Южного округа, лауреат конкурса «Первые шаги – педагогический дебют-2010»
Наша профессия – вечное движение вперед
Как многие, в детстве я любила всех учить: учила игрушки, младшего брата, детей во дворе. Но о том, что это будет в будущем моей профессией, я и подумать не могла. Я училась в школе №1069, где работает учителем биологии моя тетя. Я наблюдала за ней, восхищалась ее умением работать с детьми, преподносить интересно любой материал и, сама того не заметив, влюбилась в эту профессию. Я поступила в Московский городской педагогический университет на географический факультет. Педагогическая практика на 4-5-м курсах оставила в моей душе массу положительных эмоций. И я поняла, что не зря выбрала пускай и нелегкую профессию учителя.
Вот уже второй год я работаю в школе №551, у меня 11 классов – с 5-го по 10-й. Все классы разные, но с каждым интересно работать. Дети требуют большого внимания, сил, знаний, эмоций, но и взамен дают многое. Со временем понимаешь, что ты не просто ходишь на работу, а делаешь что-то важное и нужное. Ведь на учителя возлагают большие надежды не только дети, но и родители, администрация школы, методический центр, страна, мы ведь «строители» детских душ.
В этом году я приняла участие в конкурсе «Первые шаги – педагогический дебют-2010». Наверное, это одно из самых важных событий в моей педагогической деятельности. Участие помогло мне понять очень многое: что нужно верить в себя, в свои силы, нельзя останавливаться на достигнутом, что вокруг столько интересных и творческих людей, преданных своей профессии…
Елена СТЕПАНОВА, учитель географии школы № 551 Южного округа, лауреат конкурса «Первые шаги – педагогический дебют-2010»
Это моя судьба!
Мой дедушка – директор школы в сибирском селе, бабушка – учитель начальных классов, тетя – педагог-психолог. Целая педагогическая династия! Поэтому мой выбор был очевиден.
После окончания Московского гуманитарного педагогического института я пришла работать учителем английского языка в родную школу №511, в которой сама проучилась одиннадцать лет.
Коллектив школы встретил меня доброжелательно, коллеги помогали в моих пока очень робких начинаниях, поддержали и помогли в оформлении кабинета английского языка.
Два года пролетели, как один день. Я преподаю английский язык в средней школе, я классный руководитель и уже не боюсь, что не смогу ничему научить своих учеников.
Мое педагогическое кредо – «дорогу осилит идущий», и я не останавливаюсь на достигнутом. И новой ступенькой в моей работе стало участие в конкурсе «Первые шаги – педагогический дебют». Что же двигало мною? Думаю, та жажда к познанию нового, которая и творит прогресс, жажда познать себя и свои возможности, желание самоутвердиться. Мне очень захотелось показать, чему уже научилась и что я не случайный человек в этой профессии.
Для меня участие в конкурсе стало хорошей школой. Посещение мастер-классов, выездных семинаров в «Поведники», открытых уроков лучших учителей нашего округа в роли ученика – дорогого стоит. В памяти остался и каждый урок, и масса впечатлений.
Общение с коллегами помогает выявить, каковы требования, какой уровень преподавания более прогрессивен и актуален на сегодняшний день, на какой уровень поднята планка и что необходимо сделать для взятия этой высоты. За время конкурса ты приобретаешь бесценный опыт, это импульс к саморазвитию и творческому поиску.
Анна МУСТАФИНА, учитель английского языка школы №511 Южного округа, победитель конкурса «Первые шаги – педагогический дебют-2010»
Я – первая учительница
Моя профессия самая добрая и самая ответственная. Я классный руководитель, учитель начальных классов, кружковод и индивидуальный педагог в одном лице. Хотя это еще не все, я не просто учитель. Я первая учительница. Я первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей.
А пару лет назад я и представить не могла, что буду работать с детьми. Но жизнь странная штука, она преподносит нам неожиданные сюрпризы. Мысль о том, что я хочу учить малышей, просто появилась из неоткуда и не покидала меня ни на минуту. Для меня стало мечтой быть для моих учеников ответственным другом, примером во всем, видеть, как они взрослеют, становятся смелее. Я твердо знала, что окончу колледж и пойду работать в школу. Так я оказалась на пороге московского педагогического колледжа №15.
Годы учебы пролетели для меня незаметно, было чему и у кого учиться.
И вот долгожданный момент: второй раз в первый класс, только статус изменился – теперь мне предстояло учить.
Начиная работать в школе, пришлось столкнуться с массой трудностей: это и работа с родителями, и налаживание взаимоотношений с администрацией и коллегами, и непредвиденные ситуации с детьми… Оказывается, чему-то в колледже не научишься. Поэтому учусь на ходу, ведь учитель – это профессия, в которой нужно, как музыкант, играть чистым звуком, без фальши и быть для детишек на высоте. Чтобы добиваться успеха, я стремлюсь ставить себе новые цели, учусь быть Учителем с большой буквы.
Конкурс «Первые шаги – педагогический дебют» стал для меня новым шагом в профессии. Все в жизни бывает впервые: первый крик, первый шаг, первый класс, первый дебют… Каким же он был для меня? Он был интересным, многогранным и незабываемым.
Конечно, все когда-то заканчивается, так и наш конкурс подошел к концу. Я – победитель окружного конкурса «Первые шаги – педагогический дебют-2010», но конкурс – это конкурс, настоящим победителем я стану тогда, когда мои ученики станут лицом нашей страны. А чтобы воспитать достойную личность, нужно любить! Ведь только искренней любовью можно завоевать доверие ребенка, а значит, получить право учить и воспитывать его.
Ольга ФЕДОСЕЕВА, учитель начальных классов школы №997 Южного округа, победитель конкурса «Первые шаги – педагогический дебют-2010»
Чувствую, что живу уже иначе…
В этом году я принимала участие в профессиональном конкурсе «Первые шаги – педагогический дебют». Передо мной долго стоял вопрос: «А подавать ли заявку?». И все-таки я решилась…
Для чего учителю принимать участие в профессиональном конкурсе? Не уверена, что можно дать однозначный ответ на этот вопрос. Причин несколько. Во-первых, это замечательная возможность проявить себя, попробовать свои силы, во-вторых, повысить свой профессиональный статус, в-третьих, пообщаться с интересными людьми, найти единомышленников.
Сначала была растерянность: «Что же делать?» Как известно, азарт «подбирается» незаметно и вскоре охватывает человека, наполняет его жизнь новым смыслом. Исключением не стала и я. И вскоре конкурс полностью захватил меня.
Было все: и волнение, и слезы, и переживания, и неуверенность. Но мне было очень приятно ощущать поддержку моих друзей, коллег, семьи, учеников. За это я им очень благодарна.
К тому же участие в таком конкурсе еще и престижно, поскольку повышает не только имидж участника, но и имидж всей школы. Так как иметь в своем штате учителя – лауреата конкурса – это действительно здорово.
Вначале конкурсант даже и не догадывается, как конкурс может изменить его жизнь. Возможно, эти изменения будут видны не сразу и будут касаться не только приобретенных новых профессиональных умений. Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: «Я это могу!», «Я это сделал!». Это очень важно, ведь внутренняя самооценка определяет оценку внешнюю. Я почувствовала, что живу уже иначе. Потому что существенно изменился мой внутренний мир…
Дарья ЯШКОВА, учитель начальных классов школы №873 Южного округа, лауреат конкурса «Первые шаги – педагогический дебют-2010»
Хочу жить в детском саду
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «учитель»? Доброта? Строгость? Уважение? Ответов на этот вопрос множество, но мало кто замечает, а главное, признает заслуги учителя. А ведь это тот человек, который остается в памяти у детей на всю жизнь. Я уверена, что нет такого человека, который бы не помнил своего первого учителя. А вклад учителя огромен. Входя в класс, он понимает, что должен дать детям не только знания, а нечто большее.
Каждый выбирает свой жизненный путь по-разному: кто-то понимает значимость той или иной профессии в сознательном возрасте, кто-то шагает по стопам своих родителей, а кто-то определяется еще в детстве. Вот и я начала мечтать о профессии педагога с самого детства. Рассадив всех кукол в ряд и раздав им самодельные тетрадки с дневниками, я начинала свой урок. Но даже тогда я и представить себе не могла, что через 12 лет я буду в той же роли учителя, но теперь уже перед своими учениками.
Особенно хорошо остался в памяти мой первый урок: дрожащие колени, трясущийся учебник в руках, многочасовая подготовка накануне вечером… Все это вспоминается сейчас уже с улыбкой. Со временем волнение уходит, и остается радость, когда ты осознаешь, что твои труды и старания не прошли даром, когда видишь лица детей, озаренные благодарностью за вложенную в них душу, и понимаешь свою значимость в их детской жизни.
Конечно, впереди еще долгий и тернистый путь, но хочется, чтобы одним холодным зимним вечером, сидя у окна, согревала одна мысль: что все это было не зря, что есть в этом мире хотя бы одно детское сердце, в котором живу я.
Ирина ПАВЛОВА, учитель английского языка ЦО №1272 Южного округа, лауреат конкурса «Первые шаги – педагогический дебют-2010»
«Первые шаги» – дорога в профессию и жизнь
Молодые специалисты, я обращаюсь к вам, моим коллегам: «Хотите ли вы посвятить свою жизнь этой профессии – профессии учителя?»
До недавнего времени я сама не могла ответить на этот вопрос. А сейчас твердо скажу: «Это – мое!» А поняла я это только после того, простите за скромность, как стала одним из лучших молодых учителей нашего Южного округа.
Несколько дней назад закончился конкурс «Первые шаги – педагогический дебют-2010». Награды нашли своих победителей.
Даже не верится, что конкурс уже позади! Я так хочу вернуть все назад…. Еще раз пройти все этапы, пережить волнительные моменты, которых было немало. Больше всего, конечно, запомнилась поездка в подмосковный пансионат «Поведники», который ежегодно принимает участников конкурса. Два дня, проведенных там в бешеном ритме, оставили только самые позитивные чувства. Я попала в атмосферу добра и понимания, хотя рядом находились практически незнакомые мне люди.
Конкурс дал мне возможность глубже окунуться в мир моей замечательной профессии, понять, насколько важна роль учителя в нашем мире. Ведь дети большую часть своего времени проводят именно в школе, общаясь с нами, доверяя нам свои секреты, даже те, которые не могут рассказать своим родителям. На нас лежит огромная ответственность подготовить ребят к будущей, зачастую сложной и несправедливой жизни.
Светлана ЛАВРЕШИНА, учитель биологии ЦО №2000, лауреат конкурса «Первые шаги – педагогический дебют-2010»
Комментарии