В наш компьютерный век порой кажется, что в искусстве уже не осталось никаких секретов и недосказанностей, все давно разложено по полочкам, классифицировано и проанализировано. Однако творения знаменитых художников с годами не просто не утрачивают флера таинственности, но и приобретают все большую привлекательность для любителей загадок. Именно об этом идет речь в новой книге Ирины Шлионской, постоянного автора «УГ» и ведущей рубрики «Наука», «Мистическое искусство», вышедшей недавно в крупнейшем московском издательстве «АСТ».
Автор вовсе не является искусствоведом по профессии: ранее из-под пера Шлионской вышло более 20 научно-популярных произведений самой разнообразной тематики. Таким образом, можно сделать вывод, что искусство для нее скорее хобби и предмет интереса, чем сфера профессиональной деятельности. Тем не менее нельзя не отметить умения писательницы серьезно работать с источниками, собирая материал по заявленной теме буквально по крупицам, успешно структурировать его, а также излагать в неплохом литературном стиле.
Книга, снабженная большим количеством цветных иллюстраций, больше об искусстве, чем о мистике, впрочем, какое искусство без мистики?! Прежде всего сей труд изобилует фактами из биографий известных живописцев, скульпторов, архитекторов, среди которых Иероним Босх, Франсиско Гойя, Поль Гоген, Сальвадор Дали, Эдвард Мунк, Антонио Гауди и многие другие. Уильям Блейк, больше известный в России как поэт, представлен здесь как художник-гравер, весьма популярный как при жизни, так и после смерти.
Значительная часть глав посвящена Леонардо да Винчи. Несмотря на то что самого великого живописца уже пять столетий нет в живых, его имя регулярно мелькает в прессе, так как постоянно возникают все новые и новые загадки, связанные с наследием гения. В частности, в книге рассматриваются различные версии по поводу того, кто на самом деле изображен на портрете, известном нам как «Мона Лиза», а также приводятся аргументы в пользу того, что да Винчи мог являться автором изображения на Туринской плащанице.
Неоднократно упоминается тут и Винсент Ван Гог – одна из самых трагических персон в истории живописи. Помимо художественных достижений живописец прославился тем, что якобы отрезал себе ухо, а потом покончил жизнь самоубийством. Все это подробно описано в книге И.Шлионской. Но приводятся в ней и другие факты, гораздо менее известные. Оказывается, в 2004 году астрономы обратили внимание на то, что пейзаж звездного неба, сфотографированный телескопом «Хаббл» вблизи одной из удаленных звезд, очень похож на «Звездную ночь» Ван Гога, написанную в июне 1889 года. И на картине, и на снимках видны одинаковой формы небесные тела и закрученные пылевые облака. Специалисты считают, что на полотне изображена модель жидких турбулентных структур…
Конечно, художников нередко влекут тайны мироздания. Кстати, многие признанные классики искусства являлись членами всевозможных религиозных и оккультных обществ и орденов, что нашло отражение в символике, присутствующей в их произведениях. Так, на гравюрах можно порой обнаружить скрытые «магические ключи», зашифрованные, например, в количестве камней стены замка или зубцов башни. На начальную букву шифра указывает какая-нибудь неправильность в изображении: скажем, шляпа персонажа надета «не по правилам», шпага висит не с того боку или щит находится не в той руке…
Например, одна из глав книги посвящена всемирно известной гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия». Та представляет собой, возможно, самый большой набор магических кодов и шифров из всех произведений искусства эпохи Возрождения. Творчеству Дюрера и, в частности, этой картине посвящена масса научных статей и даже диссертаций. Однако пока еще никому не удалось полностью расшифровать символику работы.
Любителям творчества Казимира Малевича наверняка будет интересно прочитать о том, что предшественницей знаменитого «Черного квадрата» была работа Альфонса Алле – французского журналиста, писателя и художника абсурдистского толка – под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью». Монохромная картина представляла собой полотно, заполненное сплошным черным цветом, напоминающее по форме все тот же квадрат.
Разумеется, упоминается в книге и Сальвадор Дали, чьи обширные выставки с успехом прошли в Москве минувшей зимой. Во второй половине 40-50‑х годов художник обратился к так называемому ядерному мистицизму. Толчком к этому стали ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, настолько потрясшие Дали, что отныне целью его творчества стало постижение законов мироздания, в том числе скрытых сил, управляющих миром. Бог виделся Сальвадору в атомах – этих мельчайших частицах материи…
Его работы этого периода пронизаны одновременно религиозной и мистической символикой. Так, на картине «Христос святого Хуана де ла Крус» (1951) Спаситель предстает как ядро Вселенной, а его руки образуют треугольник, что является четкой отсылкой к Святой Троице. В «Корпускулярном лазурном Вознесении Мадонны» (1952) Богородица с лицом Галы Дали состоит из множества мельчайших частиц, благодаря которым она и возносится на небеса. На полотне «Распятие, или Гиперкубическое тело» (1954) крест состоит из кубов…
Пожалуй, основным достоинством «Мистического искусства» является то, что наряду с давно известными биографическими и культурологическими данными автор приводит ссылки на результаты исследований современных ученых, изыскания в области физики, астрономии, психологии и социологии. Да, здесь вы не найдете особой научной или философской глубины, но материал, добросовестно подобранный профессиональным публицистом, изложенный легким и доступным языком, может оказаться полезен как людям, искушенным в вопросах искусствознания, так и студентам и школьникам, изучающим различные аспекты культуры и искусства. В то же время книга, несомненно, будет интересна широкому кругу читателей.
Ирина Шлионская. Мистическое искусство. Скрытые смыслы и спорные теории. – М. : АСТ, 2020.
Комментарии