Историко-педагогический анализ возникновения педагогической технологии мастерских указывает на тесную связь этого процесса с развитием философско-педагогических взглядов «Французской группы нового образования» (Groupe Franзais d’Education Nouvelle – GFEN), которая возникла в начале XX века. Для этого периода были характерны активные поиски новых форм в литературе, живописи, философии, педагогике, психологии. Создание GFEN совпало с закатом импрессионизма, рождением авангардизма, распространением работ 3игмунда Фрейда, расцветом сюрреализма. В обществе ощущался дефицит возможностей реализации личностного потенциала человека. Появление новых педагогических течений, движений, идей было характерно для начала XX века. В частности, в этот период возникают педагогические движения за «Новую школу», «Новое воспитание», которые, по мысли их разработчиков, формируют человека, способного самостоятельно ориентироваться в условиях стремительного научно-технического прогресса. Соответственно возрастало внимание к развитию исследовательских методов в обучении, направленных на извлечение знаний из практики, личного опыта ребенка (Дж. Дьюи).
История
В 1920-х годах у научно-педагогической общественности проявилось стремление к избавлению от всего, что мешает человеку быть свободным, счастливым. В центр внимания педагогической общественности была поставлена личность. Педагоги, врачи, психологи активно изучали личность ребенка, искали пути ее развития.
В середине 1920-х годов во Франции возникла «Французская группа нового образования» (GFEN). В нее вошли знаменитые в то время психологи и педагоги – Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Они стремились противопоставить консерватизму традиционной школы новые интенсивные методы обучения и воплотить эти методы в практике. П. Ланжевен и А. Валлон долгое время были президентами GFEN.
До 1992 года GFEN возглавлял Анри Бассис, известный французский педагог, поэт и драматург, участник движения Сопротивления в годы Второй мировой войны. По его собственному признанию, на него огромное впечатление произвело знакомство с педагогической системой Антона Семеновича Макаренко.
В своем манифесте «Французская группа нового образования» заявила, что ее цель – воспитание свободно и критически мыслящей личности. Отмечалось, что движение «Новое образование» выступает «за интеллектуальную эмансипацию каждого как условие эмансипации всех». При этом подчеркивалось, что GFEN не отвергает напрочь идей педагогов, творивших до них. Представители этого движения утверждали, что основой их философии являются «мысли гениальных предшественников, представителей человечества: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ, Пиаже, Нейла, Баттельхейма – всех тех, для кого изменение методов воспитания и преподавания является важнейшей задачей цивилизации».
Основатели GFEN отрицали традиционные атрибуты процесса образования: позволили ученику слушать не учителя, а одноклассника, позволили ошибаться, петь фальшиво, не бояться писать плохо, выдвигать самые на первый взгляд безрассудные гипотезы и отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые. Они предложили тезис о том, что «знание – это созидание и поиск в противостоянии с ранее приобретенными знаниями, с критической оценкой того, что может быть давно принято всеми». При этом педагоги GFEN настаивали на наличии природных способностей всех людей к творчеству.
В конце ХХ века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы – представителей «Французской группы нового образования». На этой встрече были сформулированы основные положения предложенной группой новой технологии – «Мастерской»:
1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание.
2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность.
3. «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.
4. Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления.
5. Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному.
6. Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль.
Таким образом, на рубеже 1980-1990-х годов представителями GFEN была предложена технология, реализующая педагогический подход данной группы.
Технология «Творческих мастерских» заменяет урок. Она обращена к «Я» ученика, его личности, интересам, поискам и целям. Веря в потенциал ребенка, его способность к самоформированию, самоизменению и самоуправлению собственной судьбой, GFEN выдвинула свой основной лозунг «Все способны!».
В 1989 году на занятия ежегодно проводимого группой «Новое образование» летнего университета впервые были приглашены российские педагоги. А в 1990 году уже сами французы, участники GFEN, впервые приехали в Санкт-Петербург и представили педагогическую технологию мастерских.
Входное тестирование
Задание №1
Какой урок в современной школе может начинаться такими словами?
1. Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу.
2. Прочитайте стихотворение и сделайте с ним все, что вам захочется.
3. Возьмите лежащий перед вами белый лист бумаги и сделайте с ним все, что вам заблагорассудится.
4. Вспомните место на земле, где вы были счастливы. Опишите его или нарисуйте.
5. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте счастье. Если не умеете рисовать, то опишите его. С какими людьми, событиями связано это слово?
Промежуточное тестирование
Задание №2
Можно ли в современной школе на уроке написать сказку по математике, поставить драматический спектакль по биологии, нарисовать литературное произведение, найти в произведении известного автора то, что тебе больше всего не нравится, и открыто об этом сказать?
Дидактика
Действие, происходящее в ходе мастерской, непосредственно связано с рождением и последовательностью образов, их возникновением и исчезновением после исполнения своей роли. При этом новые гипотезы, новый опыт как индивидуальный, так и групповой вызывают появление иных, необычных, неожиданных образов.
В ходе проведения мастерских возникает традиционный вопрос о знаниях, умениях и навыках. Кажется, что в дидактическом плане не хватает устного изложения преподавателем содержания изучаемых вопросов. Основное действие состоит в том, что участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от присутствующих педагогов ученикам. Один из ведущих отечественных ученых в области педагогической психологии Нина Федоровна Талызина считает, что это оправданно, потому что «знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого… Знать – это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями… Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать».
Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских – задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления. И если традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать.
На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога – помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития.
В ходе мастерских происходит освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.
Как показал проведенный анализ, в качестве наиболее актуально значимых теоретических основ исследования и развития технологии мастерских следует рассматривать основные положения компетентностного, субъект-субъектного подходов, педагогики сотрудничества, успеха, личностно-ориентированных и проблемно-ориентированных педагогических технологий
Анализируя особенности мастерских как педагогической технологии, важно отметить, что при их построении и проведении активно используется следующий подход: образовательный процесс должен быть выстроен с позиции самопознания личности, помощи ее самостоятельным духовным усилиям, стимулирования, пробуждения заложенных в ней от рождения активности и творческого начала.
Важным аспектом педагогической технологии является воспитание участников мастерской. Процесс воспитания заключается в постоянной корректировке субъективного опыта, сопоставлении его с опытом других, в результате чего происходит выбор собственного пути, самоактуализация.
Педагог в технологии мастерских указывает возможные направления развития ученика, стимулирует его желание совершенствоваться, приоткрывает дверь в интеллектуальный, эмоциональный, нравственный мир, помогает сосредоточиться на том, что ранее не воспринималось, казалось второстепенным, не столь важным, придать более значимый смысл слову, которое ребенок произносит, слышит, читает. Во время занятий происходит социализация, рефлексия, дети свободно высказывают свою позицию, осознают причины ее принятия или непринятия, задают многочисленные вопросы.
Мастерская оттачивает гуманитарный стиль мышления, приближая занятия к профессиональной деятельности историка (учит добывать, анализировать, интерпретировать, обобщать факты в стиле, свойственном историкам), филолога (организует изучение структуры различных родов литературы, погружает в работу со словом, побуждает к сочинению стихов, прозы, к критическому осмыслению написанного, к совершенствованию текста), химика, физика, биолога, математика (погружает в работу по образованию понятий, по определению цели исследования, признаков понятий, по проверке выдвинутых гипотез, по установлению критериев правильности их оценки, по классификации и систематизации), художника (предлагает исследовать форму линии, цветовое пятно, цвет, ритм, колорит, структуру картины, создавать свои художественные работы, изучать стили, свойственные разным художникам), философа (исследует понятия власти, символа, мифа и реальности, взаимоотношения миров личностей и социальных классов).
В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.
Индивидуальный способ при традиционном подходе основывается на первоначальной деятельности педагога, на его слове, инициативе и на последующей самостоятельной работе ученика. Применение индивидуального способа обучения в технологии мастерских выдвигает на первый план личность ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуют первоочередного исследования. Ребенок самостоятельно вычерпывает первый смысл из нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в паре или группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.
Парный способ обучения в технологии мастерских равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.
Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. На втором этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и наконец, обычно после социализации, предъявления другими группами своих находок, планов, внесения корректив, начинается реализация одного из намеченных путей.
Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей.
Итак, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.
Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) в ходе мастерской состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое.
Задание №3
Вы заходите в незнакомый класс, где сидят уставшие, безразлично взирающие на вас дети. Что вы должны сделать, чтобы заинтересовать их тем материалом, который собираетесь рассказать?
Практика
На основе анализа научной литературы в процессе исследования был выделен алгоритм мастерской. Он включает ряд этапов.
Первый этап – «схватывание», или индуктор.
Первый этап обращен к личности каждого школьника, студента, к его «Я», его подсознанию, его опыту, его знаниям. Создается эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность, включающий чувства, подсознание, формирующий личностное отношение к предмету обсуждения. Для этого применяется индуктор – слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и т. д. – все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Индуктор – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую работу участников. Задание предлагается необычное, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Индуктор – своего рода свернутый смысл темы. Действие с ним предполагает открытие внутреннего пространства чувств, ассоциаций, включение «спящего» внешнего смысла во внутренний мир участника мастерской. Познавательный смысл индукции в том, что абстрагирующая работа мысли помогает идти вперед при недостатке практических знаний.
Первый, мотивирующий этап предъявления индуктора очень важен в технологии мастерских. Некоторые специалисты считают, что, возможно, в задачу мастера входит лишь подбор задания, выполняя которое, каждый находит свой мотив всей последующей познавательной деятельности на мастерской, придает ей личностный смысл.
Таким образом, первый этап – это мотивация, настраивание каналов ввода информации, актуализация опыта.
Второй этап – деконструкция. Когда опыт актуализирован, знания предъявлены себе и учебной группе, все участники включились в работу, наступает этап прозрения, разочарования в полноте и совершенстве имеющихся знаний. Происходит работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий. На этом этапе каждому предоставляется возможность после инвентаризации знаний определить пути поиска нового знания.
Третий этап – организующее ядро. Преподаватель (мастер) предлагает ученикам разнообразный материал в виде предметов, объектов, текстов, иллюстраций, таблиц, схем, фактических данных – все, что способно пробудить фантазию, мысль, позволяет по-новому взглянуть на давно известное.
Четвертый этап – созидание, реконструкция. Это основной, мучительно сложный и в то же время радостный этап, он протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с полуслова, в молчании, в бурном словесном и эмоциональном выражении. На основе материала предыдущего этапа происходит создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. На четвертом этапе можно работать индивидуально, в паре, либо в группе.
Следует особо отметить, что в течение мастерской этапы деконструкции и реконструкция могут повторяться несколько раз – до 15-20.
Пятый этап – социализация и афиширование. Это этап предъявления созданного продукта, наработок, идей, планов, их реализации всем участникам, аудитории. Произведения (тексты, рисунки, схемы, проекты, решения) учеников и педагога (мастера) вывешиваются в аудитории, и все с ними знакомятся – ходят, читают, обсуждают. Результаты работы может зачитывать вслух автор или другой участник, а также педагог (мастер).
Шестой этап – корректировка, или разрыв. В сделанное ранее вносятся исправления, дополнения. Происходит промежуточная рефлексия, самокоррекция деятельности и на этой основе формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем). Существенно, что на этом этапе происходит кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, либо выдвижению новых проблем, к поиску ответов. Для продвижения к новому знанию участники обращаются к словарям, тестам, учебникам, справочникам.
Мастерская обычно заканчивается седьмым этапом – рефлексией на уровне мысли, на уровне самого познавательного процесса. Это этап возвращения назад, предметного рассмотрения самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. На этом этапе рекомендуется не давать оценочные суждения: «Это хорошо, а это плохо», а провести анализ движений мысли каждого участника, его чувств, мироощущения. Кроме того, этот этап дает богатый материал для рефлексии педагогической деятельности самого преподавателя (мастера), усовершенствования мастерской.
Тест на выходе
Задание № 4
Из приведенных ниже высказываний выберите те, под которыми вы могли бы подписать: «Соглашаюсь и разделяю».
1. В мастерской ребенок строит свой путь познания, а главное – переживает добытые знания.
2. Обязательный элемент мастерской – осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта волевым усилием деяния, продвижения, преодоления.
3. Все способны – и ученики, и учителя, неспособных учеников нет. И в этом осуществляется равенство людей.
Галина МЕЙЧИК, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Комментарии