search
main
0

Все равны или все равно? Негосударственное образование и власть должны наконец найти общий язык

В Послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости уравнять в правах частные и государственные школы. Комитет по образованию Государственной Думы РФ пытается законодательно отрегулировать права негосударственных и государственных образовательных учреждений. Готовы ли регионы к «равенству»?

Наталья ЯКОВЛЕВА,Омск – Новосибирск

Омская область: «негосударственные дети»

В дореволюционном Омске было шесть частных образовательных учреждений, притом что население составляло около 140 тысяч человек. В сегодняшнем «миллионнике» тоже шесть частных школ, которые имеют право выдавать аттестаты государственного образца. У каждого НОУ своя концепция, своя идея, но главное – индивидуальный подход к ребенку.

Стоимость обучения в частных школах Омска достаточно высока относительно показателей качества жизни Омского региона – от 7 до 13 тысяч рублей. Но, как ни странно, кризис не отразился на количестве учеников в частных школах – в некоторых даже не смогли принять всех желающих. Многие родители предпочли бы платить, зато не иметь проблем с нервами чада, репетиторами, не думать о том, сколько с них попросят завтра, к примеру, на покраску забора или ремонт класса. Впрочем, цена обучения в НОУ могла бы быть и меньше. Если бы, к примеру, им по-прежнему выделялось нормативно-подушевое финасирование, как предполагала первая редакция Закона РФ «Об образовании» в 1992 году. После вступления в силу с 1 января 2005 года новой редакции Закона РФ «Об образовании» финансирование НОУ стало делом регионов. Омская область просто освободилась от этой строки в бюджете.

– Наших учеников можно условно разделить на две категории, – говорит Ирина Маврина, директор Центра образования и развития, председатель Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Омской области. – Первая – дети родителей, которые считают, что условия государственной школы им не подходят. Мамам и папам хочется большего внимания к их ребенку, заинтересованности педагога. Вторая – это дети, для которых условия пребывания и обучения в обычной общеобразовательной школе невозможны. По разным причинам – нестандартный канал кодирования информации, хронические заболевания, связанные с низким иммунитетом, потребность в сопровождении учителем-логопедом и воспитателем во второй половине дня. Таким детям требуется обучение по индивидуальной программе.

Что может предложить им государственная школа, кроме домашнего обучения и, следовательно, отсутствия навыков социализации? Большинство детей в НОУ учиться любят. Но что еще удивительнее – и педагоги работать там любят, несмотря на средненькие зарплаты – 10-12 тысяч рублей. В одной, например, работа коллектива строится так, чтобы педагоги не находились в школе ежедневно с 9 до 6 часов, дабы предупредить «эмоциональное выгорание» сотрудников. Директор другого НОУ в коллективе проводит ежегодный конкурс «Лучший учитель», награждая победителя денежной премией. Впрочем, собственная система поощрения предусмотрена во всех НОУ – их руководители понимают, что педагогу нужно признание. Тем более что Министерство образования Омской области не включает их в число участников конкурса «Учитель года», они не участвуют в государственных программах – на получение жилья, например, практически не получают государственные награды. Под эгидой Ассоциации негосударственных образовательных учреждений проводятся собственные августовские учительские конференции и творческие конкурсы, олимпиады и соревнования. К сожалению, в государственном признании «частникам» отказано.

Идеология частников вписывается в президентскую стратегию «Наша новая школа». Это действительно «умные» учебные заведения, нацеленные на успех каждого ребенка, его всестороннее развитие, сохранение здоровья. НОУ работают в режиме полного дня – здесь дети не только учатся, но и делают домашние задания, занимаются спортом, реализуют себя в творчестве. Понимая занятость родителей, «частники» тем не менее пытаются работать и с ними – индивидуально и на «родительских лекториях», считая, что успешный ребенок может расти только у заботливых мам и пап. Вот разве что здания НОУ не совсем соответствуют президентской стратегии «Наша новая школа». Собственно, и зданий нет своих, есть арендованные, причем у частников.

– Существование частной школы в нашем регионе – это постоянная борьба за здание, – рассказывает Владимир Белов, директор Славянской школы. – Договор на аренду приходится перезаключать ежегодно. Сумма аренды у нас непомерная – 130000 в месяц. Благодаря поддержке владыки Феодосия удается время от времени добиваться в горсовете безвозмездной аренды на год.

Удивительно, но частники как-то справляются. На 7-13 родительских тысяч умудряются детей учить и развивать, кормить и лечить, выдавать зарплату педагогам, обучать их в Институте развития образования, да еще и содержать здания.

– Мы давно не ждем помощи от властей, – говорит Людмила Кавалерчик, директор школы «Интеллект». – Но это вопрос принципа. Если обучающимся полагается государственное финансирование, то почему наши дети оказались в числе «негосударственных»?

Новосибирская область: «частные и честные»

В Новосибирской области действуют 31 НОУ, в том числе 14 школ, где обучаются 1200 детей. Практически все частные образовательные учреждения арендуют помещения, которые принадлежат муниципальной казне города Новосибирска. Поскольку они используются НОУ по назначению, муниципалитет идет навстречу, заключая долгосрочные договора. Контроль основной деятельности частных школ осуществляется при помощи государственных процедур: лицензирование, государственная аккредитация, аккредитационная экспертиза, которые применяются и в отношении других образовательных учреждений.

Все НОУ перешли на новые образовательные стандарты первого поколения. Ведется работа по поэтапному введению ФГОС второго поколения. Ученики негосударственных школ Новосибирской области принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях. При НОУ действуют группы для детей с особыми образовательными запросами. Инклюзивное образование предлагается в НОУ «Аврора», НОУ Культурно-образовательный центр «Свеча».

Частные школы Новосибирской области работают в режиме полного дня с 8.00 до 18.00, потому дети могут посещать секции, кружки, факультативы и т. д. в рамках одного учреждения. НОУ, как и муниципальные образовательные учреждения, получают финансовую поддержку муниципалитета и администрации НСО на основе заключения муниципального контракта на год. Ежемесячно 2500 рублей выплачивается негосударственным общеобразовательным учреждениям в виде субвенции и субсидии на подушевое финансирование, оплату коммунальных услуг и на учебные пособия. С 2008 года за счет средств субвенции ведется финансирование основных общеобразовательных программ дошкольного образования, которые реализуются в НОУ в соответствии с нормативами – 28900 рублей на 1 ребенка в год.

С 1997 года в Новосибирской области работает Ассоциация негосударственных образовательных учреждений «Частная школа». Взаимодействие ассоциации с властью позволило принять верные стратегические решения по поддержке НОУ как субъектов малого и среднего бизнеса. В октябре 2009 года в рамках I Форума Ассоциации негосударственных образований «Место и развитие негосударственного сектора образования в системе государственного образования Новосибирского региона» была учреждена Сибирская ассоциация НОУ (САНОО), в которую вошли представители негосударственных образований – школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения среднего и высшего профессионального образования. Людмила Дегтярева, руководитель Ассоциации негосударственных образовательных учреждений, член аккредитационной комиссии Департамента образования Новосибирской области.

– Мы, безусловно, поддерживаем Президента РФ по поводу того, что государственные и частные школы должны обладать равными правами и возможностями, – говорит Владимир Щукин, заместитель руководителя Департамента образования Новосибирской области. – Если частная школа реализует тот же учебный план, что и государственная, она вправе получать ежегодное финансирование по нормативу, установленному на одного ученика, и направлять эти средства на оплату труда, сокращая тем самым размер родительской платы.

Негосударственное образовательное учреждение более самостоятельно в своей финансовой деятельности – оно может иметь счета в любой кредитной банковской организации, самостоятельно формировать объем и направления расходования средств. Бюджетное образовательное учреждение – государственное и муниципальное – такой самостоятельности не имеет. Однако реформа бюджетных учреждений, которая ожидается с 2011 года, позволит им выйти из этих жестких рамок бюджетного финансирования и тем самым приблизиться к той самостоятельности, которая есть у негосударственного учреждения.

По мнению Щукина, частные школы хороши именно тем, что готовы удовлетворять специфические потребности заказчиков образовательных услуг. Например, православные родители хотели, чтобы их дети учились в православной среде. В результате в Новосибирске появились две негосударственные православные гимназии, еврейский лицей, католическая начальная школа, мусульманская. Перспективы развития системы негосударственного образования, по его словам, таковы: внесение изменений в «Закон Новосибирской области об образовании» в части обеспечения единой программы в отношении НОУ; правовая поддержка НОУ на уровне субъекта Федерации; разработка механизма кредитования НОУ для расширения сферы образовательных услуг; выделение квот для награждения почетными званиями и грамотами Министерства образования педагогов НОУ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте