Оборудование: портрет Лескова; иллюстрации к рассказу; портреты царей (Павла I, Александра I, Николая I), предметный стол с микроскопом, старинной шкатулкой, аптекарскими весами и пр.
Запись на доске: Туляк – тулячка, тульчанин – тульчанка, тулянин – тулянка.
(Словарь названий жителей СССР, 1975).
“Там, где стоит “левша”, надо читать “русский народ”.
Н.С.Лесков
“А ты, хороший мальчик… никогда не выдавай простых людей: потому что простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели…”
Н.С.Лесков. “Тупейный художник” (из обращения няньки к своему воспитаннику).
“Мы все к своей родине привержены”…
Н.С.Лесков. “Левша”
Условия игры
Заранее заготовлены три дорожки красного, желтого и зеленого цвета. На красной дорожке – две ступени, ошибаться нельзя; на желтой дорожке – три ступени, можно ошибиться один раз; на зеленой – четыре ступени, можно ошибиться два раза.
Вступительное слово ведущего. Обращение к записям на доске. Представление судей.
Игру начинают трое желающих. Чтобы выбрать дорожку, нужно взять один предмет со стола и подробно рассказать, какое отношение он имеет к рассказу “Левша”.
Судьи оценивают ответы, ученики выбирают дорожки.
Например, первое место у Сережи. Сережа выбрал желтую дорожку и встал на нее. Победит тот, кто первый закончит свой путь. Если ученик ошибся больше, чем это возможно, он садится к зрителям.
Вопросы для участников зеленой дорожки
1. Сколько заплатил царь англичанам за блоху? (1 миллион серебром).
2. Перед вами 3 царских портрета. Расположите их в порядке правления страной. (Павел I, Александр I, Николай I).
3. Вы косоглазы, у вас родимое пятно на щеке, у вас выдран клок волос на голове… Кто вы? Чему обучены? (Левша. Арифметики не знает, учился по Псалтырю – части Библии, по Полусоннику – толкователю снов).
Почему же Левша отказался остаться в Англии?
(“Своему Отечеству верно предан”. Изменить Родине, отказаться от своей веры – большой грех).
7. Какое пари заключили между собой Левша и полшкипер? (Пить поровну).
8. Кто такой граф Клейнмихель? Где мы с ним встречались? (Граф Петр Андреевич Клейнмихель – царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой. Некрасов. “Железная дорога”).
9. Кто такой Платов? Что о нем знаете?
10. Какие произведения Лескова вы еще читали?
11. Что такое окказиональное слово? (Слово, которое используется в данном контексте и представляет собой известный отход, отступление от обычного и общепринятого: укушетка, тугамент и др.).
Вопросы для участников желтой дорожки
1. Какой футляр был у блохи? Как упаковал царь подаренную блоху? (Блошку – в орешек, орех – в золотую табакерку, табакерку – в дорожную шкатулку. Шкатулка выстлана перламутром и рыбьей костью).
2. Как звали императрицу, вдову покойного Александра I? Что она сделала с блохой? (Елизавета Алексеевна. Блоху передала новому царю, Николаю I. “Мое дело теперь вдовье”).
3. Сколько раз ключиком в пузичке нужно повернуть, чтоб блоха танцевать начала? (7 раз). И другим.
Вопрос зрителям: Почему “затосковал” в Англии Левша? Какая причина? (Затосковал, когда узнал, что ружья кирпичом не чистят, а русские генералы этого не знают).
6. Кто такой морской “водоглаз”? Что он может сделать? (Если человека бросить в море, то водоглаз якобы “сейчас подаст назад”. Это неправда. Левша утонет).
7. Что говорит Левша перед смертью? (“Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтобы и у нас не чистили… а то они стрелять не годятся”).
Вопросы для участников красной дорожки
1. Где жил поп Федот? Что можете о нем рассказать? (В Таганроге. Алексей Федотов-Чеховской. Перед смертью у него исповедался Александр I).
2. Вы работаете у Аничкова моста, у вас в руках весы, кто вы? Зачем вы здесь? (Химик из аптеки. Он взвешивал яды. У царя взял блоху, положил на язык, помял зубом. “Это не настоящая блоха, сделана из металла, а работа не русская”).
3. Почему после того, как подковали блоху, она усиками шевелила, а танцевать не могла? (Левша и другие мастера не знали математики, не могли сделать правильный расчет. Тяжелые для механизма подковки не давали возможности двигаться).
4. Левша в Англии. Как общался он с англичанами? Покажите. (Жестами. Стучит по столу и показывает в рот. Вино не пил первый, боялся, что отравят).
5. У вас много денег, есть золотые часы, вы одеты в байковое пальто с ветряной нахлобучкою. Кто вы? С кем вы? (Левша возвращается из Англии. С ним полшкипер).
6. Левша и полшкипер в Петербурге. Как прошли первые сутки? (Англичанин: В посольском доме лекарь и аптекарь дали ему пилюли, уложили на перину, покрыли шубой. Левша: Свалили в квартале, обыскали, сняли одежду, отняли часы и деньги. Долго лежал на холодном парадном крыльце; рвали уши, чтоб пришел в себя. Без документа нигде не принимали).
Задание второй “тройке” участников
Разговорные женщины отправляются к Левше, чтоб посватать невесту. Жюри заслушивает трех свах, определяет лучшую.
Задание третьей “тройке” участников
Исполнить песню Левши из оперетты “Левша”:
Меня ты, Машка, свела с ума.
Со мной что сделала,
Косынка белая,
Не знаешь ты сама.
Жюри заслушивает исполнителей и определяет победителя.
Подведение итогов, награждение.
Заключительное слово ведущего.
Сказ Лескова – притча о судьбе таланта в России. Автор показывает, что русский человек из народа талантливый и одаренный, а власти преступно расточительны. “У нас не переводились… праведные. Их только не замечают, а если стать присматриваться – они есть”. (Лесков).
Судьба Левши вызывает не только чувство гордости, но и жалости, боли. Жизнь его драматична, а финал трагичен. Однако обстоятельства не заглушили в Левше чувства любви к Родине, долга, ответственности. Он стал символом искусства народных умельцев, воплощением природной русской талантливости, трудолюбия, терпения, веселого добродушия.
Мария ШМАКОВА,
учитель русского языка и литературы 111-й средней школы
Казань
Комментарии