Выстраивая систему моделирования профильного образования в округе, следует заметить, что образовательные учреждения ориентируются на социально-образовательный заказ, формируемый учениками и их родителями, и самое главное – реализуют государственные инициативы.
Профильное обучение на уровне школ зависит от уровня профессионализма педагогических коллективов, материально-технической базы школы, наличия работоспособной внутришкольной психологической службы и многих других условий.
Экспериментальная деятельность школ округа показала, что эффективным является следующий алгоритм перехода образовательных учреждений к профильному обучению.
Всего 99 ОУ с профильным обучением, в которых свыше 320 предпрофильных классов (в основной школе) и классов с профильным обучением (в старшей школе).
Выбор модели:
– однопрофильная в 45 ОУ;
– многопрофильная в 54 ОУ;
– модель сетевого взаимодействия – ММЛ (межшкольный многопрофильный лицей). Это объединение нескольких ОУ на паритетной кооперации более широкого и качественного выбора профильных услуг при благоприятном территориальном положении в следующих муниципальных районах:
в Зюзине – базовая школа №333,
в Котловке – 520-я,
в Южном Бутове – 1883-я,
в Ясеневе – 1108-я.
Выбор направления профилизации: гуманитарное – 43 образовательных учреждения, физико-математическое – 47, социально-экономическое – 41, естественно-научное – 19, информационно-технологическое – 7, оборонно-спортивное – 6, художественно-эстетическое – 3 и по одному – агротехнологическое, правовое, индустриально-технологическое.
Формирование набора профилей и профильных дисциплин в рамках выбранного направления на основе изучения образовательных потребностей учащихся и возможностей педагогического коллектива.
Создание учебно-методической и материально-технической базы профильного обучения.
Формирование учебного плана профильного обучения с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Анализ итогов работы за последние 6 лет в системе профильного обучения показал определенные наметившиеся тенденции увеличения и роста основных проблемных направлений.
Опыт работы школ систематически обобщается. Примечательно создание 5-уровневой системы правового обучения в школе №516. Заслуживает внимания опыт развития личности учащегося в условиях формирования модели разноуровневой, мультипрофильной адаптивной образовательной среды в школе №1995. Успешно идет формирование профильного образования на основе взаимодействия средней и высшей школы в ОУ №№1694, 1071, 1020.
Интересна модель организации профильного обучения, реализуемого средствами общего и дополнительного образования в ЦО №1492. Во многих школах используется деятельностный подход в содержании образования, где на старшей ступени обучения введены практико-ориентированные курсы: «Общеучебные умения и навыки», «Основы научного исследования» и т.д. Профильное обучение в условиях цикло-блочной системы организации учебного процесса грамотно и на протяжении многих лет поставлено ОУ №1265. В школах №№25, 1279, 1071, 2006 и многих других как непрерывная деятельностная основа используется проектная деятельность учащихся разновозрастных групп. В ОУ №539 проводится экспедиционная работа с учащимися.
Реализация идеи профильного обучения идет в округе в том числе через систему школа – вуз. Переход от налаженной системы взаимодействия школ и вузов к профильному обучению произошел плавно. Заключены общевузовские договоры о сотрудничестве и отдельные договоры с факультетами и кафедрами.
В 2006-2007 учебном году около 120 школ учебного округа взаимодействуют с 69 вузами Москвы. Произошел некоторый спад сотрудничества с вузами, который связан с расторжением договоров о совмещенном экзамене с 2004 года.
На данном этапе ситуация резко меняется, ибо профильное образование по своей сути не может быть оторвано от высшей школы. И какая бы ни складывалась образовательная политика, будь то профориентация или система школа – вуз в предыдущие 15 лет, профильное образование, сотрудничество с вузами остается приоритетным направлением в непрерывном образовательном пространстве. Поэтому можно уверенно сказать, что на основе взаимодействия школ и вузов, которое длилось свыше 15 лет, построено сегодняшнее профильное образование.
В школах округа работают около 330 преподавателей вузов.
Многолетний опыт профилизации в нашем округе позволяет сделать вывод о перспективности идей профилизации.
Нина КОЛПИДИ, методист ОМЦ, почетный работник общего образования РФ
Комментарии