Москва сегодня лидирует в России в части создания и развития автоматизированной системы управления «Профессиональное образование». Если в других регионах более или менее успешно разрабатываются и внедряются системы управления в рамках общего образования, то Москва, пройдя этот этап уже довольно давно, сегодня идет дальше, расширяя управленческие схемы и на другие сферы системы образования. О том, как создавалась и как развивается АСУ «Профобразование», рассказывает руководитель Информационно-аналитического центра Департамента образования Владимир ЯБЛОНСКИЙ.
Основное назначение АИС «Профобразование» – создание единой информационной среды системы профессионального образования столицы, способной обеспечить повышение эффективности работы органов управления профессиональным образованием, качественную модернизацию структуры начального и среднего профессионального образования, мониторинг образовательного процесса и условий образования посредством автоматизации управленческой, содержательной и методической деятельности в системе профессионального образования города.
Объектами автоматизации стали образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, Управление науки и профессионального образования Департамента образования, а также Информационно-аналитический центр по профессиональному образованию НИИРО.
Целью создания системы стала разработка специального информационного, аналитического и программного обеспечения для оптимизации технологий управления в системе начального и среднего профессионального образования и повышения эффективности деятельности всей системы в целом (содержательный, методический аспекты качества обеспечения развития системы начального и среднего профессионального образования) за счет автоматизации и информатизации принятия управленческих решений.
В силу сложности и масштабности задач автоматизации управления профобразованием, решаемых путем создания АИС, структурно система строится как комплекс взаимодействующих подсистем, каждая из которых включает в себя свои функциональные комплексы задач. Соответственно разработка системы ведется по частям, на завершающем этапе выстраивающихся в единую систему. Поэтому некоторые компоненты и модули разработаны и введены в промышленную эксплуатацию как самостоятельные автоматизированные системы раньше срока завершения работ по созданию АИС «Профобразование». Так, на начало 2007 года сотрудники Информационно-аналитического центра Департамента образования смогли осуществить ввод в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы управления (АСУ) «Управление профобразования ДОМ» (в рамках создания подсистемы учета и аналитики) и в опытную эксплуатацию подсистемы мониторинга обеспечения и развития содержания образовательного процесса.
Подсистема учета и аналитики решает задачи автоматизации управления системой профобразования на уровне Департамента образования. Подсистема же мониторинга обеспечения и развития содержания образовательного процесса обеспечивает автоматизацию управления и создания информационной инфраструктуры учреждений и вузов. С помощью этой подсистемы создаются общегородские справочные и образовательные информационные ресурсы и электронные сервисы, а также системы электронного профессионального образования (так называемые e-learning).
Пользователи подсистемы учета и аналитики АСУ «Управления профобразования» – руководство Управления науки и профессионального образования, руководители отделов, кураторы, сотрудники Управления по направлениям деятельности, руководство Департамента образования, сотрудники других подразделений.
АСУ «Управление профобразования» в составе АИС «Профобразование» предоставляет своим пользователям информационно-аналитическое обеспечение для решения таких задач, как:
мониторинг деятельности образовательных учреждений (ОУ);
учет и анализ набора и трудоустройства контингента обучающихся для формирования городского заказа на подготовку специалистов («Контингент»);
информационная поддержка кадрового обеспечения ОУ («Кадры»);
контроль и анализ учебно-производственной деятельности ОУ.
Кроме того, были разработаны автоматизированные рабочие места руководителя, сотрудника и куратора. В настоящее время целенаправленно проводятся такие мероприятия, как:
сбор данных по сети образовательных учреждений профессионального образования из единой сети ОУ города;
наполнение системы данными по контингенту из АИС «Всеобуч»;
наполнение системы данными по кадрам из АИС «Кадры»;
сбор данных по паспорту образовательного учреждения и паспорту отрасли;
формирование набора статистических и аналитических отчетов на основе собранных данных.
В рамках подсистемы АСУ «Профобразование» был сдан в промышленную эксплуатацию Интернет-портал «Профобразование» (один из важнейших компонентов единой информационной среды системы профобразования), который предоставляет пользователям нормативные документы, новости и анонс мероприятий, проводимых при участии Департамента образования, аналитические материалы по содержательной части образовательного процесса, программы профессиональной ориентации.
В целом с помощью АСУ «Профессиональное образование» была успешно решена задача обеспечения руководителей различного уровня информацией, необходимой для принятия управленческих решений, созданы Web-портал «Профессиональное образование» Департамента образования, Web-порталы и Web-представительства образовательных учреждений, что позволило реализовать оперативный обмен данными между колледжами и органами управления, наладить более эффективное взаимодействие учреждений профессионального образования и рынка труда, обеспечить население всей необходимой информацией об образовательном процессе, услугах и профессиональной ориентации обучающихся, создать единую систему профессионального образования столицы.
В перспективе предусмотрены следующие направления развития АИС «Профессиональное образование»:
наращивание функциональных возможностей АИС;
автоматизация деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования;
внедрение автоматизированной системы управления «вуз»;
развитие портала «Профессиональное образование»;
дальнейшее создание на портале Web-представительств ОУ профобразования;
внедрение модели дистанционного обучения (для организации учебного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья).
Комментарии