Два десятилетия передача «Играй, гармонь» собирает у экранов телевизоров миллионы поклонников гармони, а впервые она появилась на ЦТ 15 февраля 1986 года под названием «Играй, гармонь сибирская!». Когда все затевалось, наверное, и сам автор – Геннадий Заволокин, безвременно ушедший от нас, – не ожидал, что она обретет такое звучание. Но он сумел уловить настроение людей, собрать единомышленников и вовремя подхватить их душевный порыв. Не последним обстоятельством оказалась и его собственная любовь к этому инструменту.
О гармони все знают, особенно на селе. Да и большинство теперешних жителей городов – выходцы из провинции, и невозможно вытравить из их памяти детство и юность, которые снятся всю жизнь. Как радостно бывает, когда они приезжают на малую родину, и радостно вдвойне, если посчастливится услышать гармонь. Тогда сразу вспоминаются сельские ночные «улицы» – танцы и пляски под гармонь, всегда бывшую самым ходовым музыкальным инструментом на селе. Без нее не обходился ни праздник, ни свадьба. Да и ныне не обходятся, хотя с приходом радиотехники порою кажется, что подзабывают гармонь. Но это если смотреть вскользь, а если повнимательнее приглядеться, то можно ясно увидеть, сколько зрителей собирают съемки передачи «Играй, гармонь». В душах каждого из нас, что бы ни говорили, заложена любовь к этому инструменту, если при его звуках ноги сами собой пускаются в пляс. Нельзя остаться равнодушным, когда расцветает радость, успокаивается боль, и сердце готово выпрыгнуть из груди, и слезы наворачиваются, и мурашки по коже бегут – вот что такое настоящая гармошка!
Хотя и говорят, что чужая душа – потемки, но, похоже, что Геннадий Заволокин знал, как помочь любой душе. И чаще всего это – неустроенная душа, уставшая бороться с бедами нашего не лучшего времени, и он, как священник, знал, как встряхнуть ее. И если священник является посредником между Богом и душой, то он вставал между душой и гармонью и делал это искренне, не жалея себя. И вся жизнь его – этому пример. Видимо, он не мог иначе, потому что знал жизнь не понаслышке, с детства усвоив, что такое труд.
Родился Геннадий Заволокин в Томской области в семье спецпереселенцев, сосланных во времена раскулачивания с Алтая. В поселке Парабель, где они тогда жили, еще в детстве увидел необычный «ящичек» в руках дяди. Из «ящичка» лилась музыка, которая заворожила на всю будущую жизнь… А потом был переезд родителей в Новосибирскую область, куда разрешили Заволокину-старшему, учитывая его фронтовые ранения, переехать с семьей. Там у Геннадия и появилась первая гармошка, которую отец купил им с братом за хорошую работу на сенокосе. Дмитрий Захарович и после не оставлял без внимания занятия сына: и сам показывал игру, и доверял соседям по улице. Ведь кто-то просто послушает, а кто-то подскажет, подучит – а там уж сам думай и смекай, если взялся за эту науку. Хотя наука наукой, но еще и стремление нужно, талант. А какой талант без труда? Поэтому и использовал Геннадий каждую свободную минутку, чтобы поиграть. Следом за гармонью освоил баян. Лет с десяти выступал в художественной самодеятельности, играл по просьбе девчат на больших школьных переменах. Это наука особая, потрясающая. Уже тогда начинал постигать основы профессионализма, умение держаться на людях, что в будущем не могло не пригодиться. Поэтому учеба в музыкальном училище и в Московском институте культуры стала продолжением постижения музыкального мира, начатого в детстве. Все это помогло работе в Новосибирской филармонии.
Уже тогда, в начале 80-х годов, все помыслы Геннадия Заволокина и его брата Александра были направлены на народную музыку и устное творчество, а это как раз счастливо сочетала любимая гармонь. У этого инструмента всегда были свои поклонники, иначе гармони вообще бы не существовало. В каждой местности есть свои знаменитые гармонисты. В Мошковском районе Новосибирской области таким считался шофер Анатолий Жердев. Он и подал идею созвать «съезд» гармонистов. Идея многим понравилась. Нашелся и человек, взявшийся за подготовку «съезда». Им оказался Геннадий Заволокин. Он сумел собрать гармонистов, организовать их. А попробуйте это сделать, когда большинство из них на сцене никогда не выступало! На людях играли, да, но это среди друзей и знакомых, а чтобы при свете юпитеров – никогда. Вот что писала после концерта областная газета: «Никогда еще в новосибирском Дворце культуры железнодорожников не звучало столько разных гармоник. Зрители, до отказа заполнившие огромный зал дворца, сначала с любопытством, а потом с восторгом слушали выступление сибирских гармонистов. Чудо происходило на глазах: такая обычная, на первый взгляд примитивная, давно знакомая гармошка в этот вечер словно бы преобразилась. То уводила на фронтовую дорогу сорок первого, то в полевой госпиталь, то в разноцветье девичьих платьиц деревенской вечерки…»
Успех того концерта не остался незамеченным, особенно когда вслед за новосибирским его показало центральное телевидение. Семена той передачи, прозвучавшей под названием «Играй, гармонь сибирская!», легли в благодатную почву. Пришли тысячи писем, в которых растроганные до слез зрители выражали благодарность и радость по случаю такого праздника. Появились сотни желающих, готовых выступить, показать свое искусство игры на гармони. И тогда Геннадий Заволокин отправился по городам и весям, делал съемки полюбившейся передачи с привлечением местных известных гармонистов, выступления которых потом звучали на всю страну. Передача под окончательным названием «Играй, гармонь» выходит все чаще и чаще, становится еженедельной. География поездок Заволокина широка: это Вологда, Рязань, Елец, Нижний Новгород и много-много других мест, где тысячи людей собирались на съемки, чтобы поучаствовать в праздниках, которые он организовывал.
Со временем все ярче раскрывались пристрастия Геннадия Заволокина. Музыкальное образование помогло ему стать композитором. Он начинает писать собственные песни, в которых сохраняет народные традиции. Это «Синий май» на слова Сергея Есенина, «Тихая моя родина» на слова Николая Рубцова. Как поэт-песенник выступает и сам. Ко многим песням написал текст. Но если сочинение текстов носило прикладной характер, то написание музыки стало прямой «обязанностью». Сотни песен на его счету, хотя композитором он считал себя весьма условно.
Говорят же: талантливый человек талантлив во всем. Так и Заволокин. В нем жило неистребимое желание ничего не пропустить, не остаться ни от чего в стороне. Любовь к народной музыке, гармони подвигла к созданию ансамбля «Частушка». Этот коллектив от исполнения произведений, напрямую связанных с названием, постепенно расширил репертуар песнями своего руководителя. Семнадцать лет артисты коллектива радуют зрителей концертами, не обходя вниманием и участие в съемках передачи «Играй, гармонь», в записях на радио. Таким образом, слушатели, кому дорого их творчество, всегда могут иметь записи ансамбля, чтобы помечтать, повеселиться вместе с солистами Анастасией Заволокиной, Валентиной Михайловой, Натальей Соловьевой, Галиной Юдиной, послушать игру на балалайке Александра Заволокина, а теперь вот и сын Захар постоянно участвует в съемках телепередачи. Да и вообще вся семья Заволокиных музыкальная.
Можно задаться вопросом: откуда же у семьи Заволокиных такой «запас» музыкальной прочности и столь велико знание жизни, без сомнения, питающее все их разнообразное творчество? А идет это от неразрывной связи с народом, от умения найти в нем искорки таланта. Обогатить их, доведя до профессионального уровня. И здесь на первый план выходит талант собирателя. Именно в этом качестве выступили братья Заволокины, выпустив книгу «По реке плывет бревно». Самим ее названием читателям задается определенное настроение. Эта книга открыла серию для семейного чтения журнала «Горница». Если первая книга Геннадия Заволокина называлась привычно – «Играй, гармонь!» и рассказывала о первом конкурсе гармонистов, о том, как пришла передача на ТВ, с какими радостями и трудностями столкнулся автор, работая над созданием передач, то во второй книге авторы представили на суд читателей солидный букет побасенок, частушек, «собирух».
О наследии Геннадия Заволокина можно говорить бесконечно, легко и радостно. Отмечая многие его качества, надо признать, что главное его творческое призвание было связано все-таки с гармонью. Он сам любил гармонь, умел зажечь этой любовью других, побуждал людей становиться действующими лицами, и это у него получалось. Это действительно так, если о его передаче люди по сей день говорят, что, мол, у Заволокина простые крестьянки поют лучше иных артистов. Это ли не высшая похвала! Поэтому в людских благодарных сердцах он был и, с Божьей помощью, всегда будет соединен с таким большим и емким понятием, как Гармонь. С чудом, без которого все мы были бы немножечко другие.
Вместо эпилога хотелось бы закончить частушкой, которая была своеобразным эпиграфом всего творчества народного артиста России, лауреата Государственных премий Геннадия Заволокина:
Все продам –
Гармонь оставлю,
Весь народ
Плясать заставлю!
Комментарии