За прошлый год в целом по России зафиксировано 19269 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет. В них погибли 710 и травмирован 20621 человек. Формально это чуть меньше, чем в позапрошлом, и гораздо меньше, чем, например, в 2006 году, однако совершенно ясно, что мы имеем дело с очень серьезной проблемой. Об этом говорили на первой международной научно-практической конференции «Психология дорожного движения: вопросы теории и практики», которая прошла недавно в Московском государственном психолого-педагогическом университете.
Открывая конференцию, руководитель германского института транспортной безопасности в компании «ТЮБ Тюринген Фарцойг ГмбХ&Ко» Дон ДеФол отметил, что во всех странах мира с дорожным травматизмом борются множество самых разных профессионалов, в том числе психологи. И очень хорошо, что теперь появилась отдельная специальность – психолог дорожного движения, поскольку это особая сфера деятельности, где есть масса тонкостей и нюансов.- Но мы приехали к вам вовсе не для того, чтобы учить вас, а чтобы узнать, как вы работаете над этой проблемой, поделиться своим опытом и перенять ваш, – заверил г-н ДеФол.Безусловно, нам есть чем поделиться. Например, довольно интересные данные привел помощник по правовой работе Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД России Кирилл Бакланов. По его словам, с 2009 по 2007 год количество ДТП с участием водителей в состоянии опьянения у нас повысилось, однако связано это не с тем, что люди стали больше пить, а с изменением законодательства, согласно которому требования к употреблявшим спиртное были значительно ужесточены, равно как и наказание за подобные деяния. Повысилась выявляемость, возникло ощущение, что стало больше пьяных.- Другое дело, что мы опять затронули очень серьезный вопрос: а так ли эффективно ужесточение законодательства за то или иное нарушение или преступление? – говорит Бакланов. – Согласно нашим исследованиям подобные меры действуют лишь 2-3 года, в течение которых люди становятся более осторожными, но потом привыкают и начинают нарушать по-старому. И еще одна очень непростая проблема: среди тех, кого поймали за пьяным вождением, лишь 10 процентов людей действительно являются алкоголиками. Казалось бы, это мало, но пока у нас в отношении этих людей законодательство очень либерально, и никто не вправе заставить их лечиться от алкоголизма принудительно. С этим надо что-то делать. Нужно не просто наказать человека, а сделать так, чтобы это наказание стало для него воспитательной мерой, то есть помогло бы ему изменить ментальность, отношение к проблеме.- Я не разделяю мнение о том, что водителей-алкоголиков нужно лечить принудительно, – высказал свою точку зрения старший научный сотрудник Национального научного центра наркологии – филиала ФМИЦПН им. В.П.Сербского Александр Бурцев. – Любое принуждение плохо, поэтому нужно развивать внутреннюю мотивацию, искать другие, более эффективные пути воздействия на разум человека. Хочу также напомнить, что введение «сухого промилле», то есть абсолютного запрета на любое количество алкоголя в крови водителя, на те самые 10 процентов патологически пьющих водителей вообще никак не подействовало. Следовательно, для них нужны какие-то другие меры.Одна из причин халатного поведения на дорогах (как водителей, так и пешеходов) – это отсутствие ощущения неотвратимости наказания, считает генеральный директор ООО «ДТП – Нет» Татьяна Бибикова. Ее компания с 2014 года реализует в нашей стране международный проект «How is my driving?» («Как вам мое вождение?»). В российском исполнении это выглядит просто: на заднем стекле своего авто человек размещает наклейку со словами «Я соблюдаю ПДД. Не согласен? Звони…», и далее следует номер телефона круглосуточной бесплатной «горячей линии», позвонив на которую автолюбители и пешеходы могут оставлять отзывы о нарушениях водителем данного транспортного средства правил дорожного движения.- Хочу особо подчеркнуть, что звонки поступают не в ГИБДД, а в группу разбора ситуаций, – уточнила Бибикова. – Как показывает практика, лишь каждый пятый звонок действительно сообщает о реальном нарушении, в остальных же случаях это либо кому-то что-то показалось, либо хулиганство, либо сведение счетов. Но так или иначе проект показал свою эффективность: аварийность снизилась на 29-40 процентов в зависимости от региона. И это притом что в проекте приняли участие более 15 тысяч водителей.Правда, тут также выявилось немало интересного. Например, оказалось, что те добровольцы, которые наклеили себе подобный стикер, через некоторое время либо его вообще срывают, либо начинают хитрить и замазывать грязью. Почему? Наверное, потому что хотят одновременно показаться добросовестными водителями и оставаться безнаказанным. Психологам тут есть над чем поработать.Координатор международного проекта «Автотрезвость» Маргарита Плотникова рассказала о том, что очень многие люди, оказывается, весьма туманно представляют себе, как именно спиртное влияет на организм человека за рулем. «Ну выпил немного, ну и что, я же себя вполне нормально чувствую и контролирую, а значит, могу управлять машиной», – рассуждают они. Поэтому было решено организовать для профессиональных водителей и учеников автошкол специальный курс «Алкоголь и вождение».- Мы свели воедино статистику по ДТП с участием пьяных водителей, медицинские факты о том, что происходит в организме человека после принятия той или иной дозы спустя то или иное время, подготовили видеоролики, плакаты, анкеты и много чего еще, – сказала Плотникова. – Но мы решили уйти от менторского тона и воздействовать на психику людей иным способом. Например, у нас есть специальные очки, которые позволяют почувствовать себя человеком «под градусом», поскольку в них нарушается координация движений. Даже если ты абсолютно трезв, в таких очках тебе будет крайне сложно выполнить простейшие движения, а значит, это помогает понять, что даже небольшая доза за рулем недопустима.По словам Маргариты Плотниковой, эффективность курса также доказана на практике: после его введения количество ДТП с участием нетрезвых водителей в регионе сократилось на 25 процентов, число погибших уменьшилось на 59 процентов, раненых – на 29.Как отметила представитель компании «Хёндэ Моторс СНГ» Светлана Шевченко, с профилактикой дорожно-транспортного травматизма у нас большие проблемы. Этим либо не занимаются вовсе, либо занимаются чисто формально, для отписки. И даже там, где детей все-таки пытаются учить правилам дорожного движения, делается это весьма непрофессионально, без учета возрастной специфики и постоянно меняющихся требований ПДД.- К примеру, вспомните, что предлагается запомнить детям еще в детском садике, – отмечает Шевченко. – Воспитатель учит их, что на красный свет движение пешеходам не разрешается, а идти можно, только когда загорится зеленый. Во-первых, психологи уже давно выяснили, что в разговоре с детьми нельзя употреблять частицу «не», поскольку они на нее просто не реагируют, а значит, мы им предлагаем модель поведения с противоположным смыслом. Правильнее было бы сказать: «Красный свет – стой на месте». А во-вторых, мы почему-то забываем сказать детям, что даже на зеленый свет нужно идти, предварительно оценив обстановку. Ведь когда на светофоре горит зеленый, по дороге еще могут двигаться машины, завершающие маневр, к тому же в любой момент может появиться машина со спецсигналом, которая спешит на вызов к больному, едет тушить пожар, догоняет преступника и так далее. Чем накачивать детей сухими знаниями теории ПДД и пытаться научить распознавать их как можно больше дорожных знаков, лучше выработать в них навыки поведения в реальных дорожных ситуациях. И делать это нужно в игровой форме. Морально устаревший контент занятий по профилактике дорожного травматизма нужно исключить, а воспитателям, педагогам и, главное, родителям дать очень простой и эффективный инструментарий, с которым они могли бы работать.А что же за рубежом? Чем занимаются психологи дорожного движения в других странах?В Великобритании именно по инициативе психологов было пересмотрено содержание экзамена для водителей, и теперь в него включили умение пользоваться спутниковой навигацией. Также участников автошкол там решили обучать не в тепличных условиях, а вывозить на оживленные автострады, поскольку им там все равно придется оказаться. Именно психологи выступили за ужесточение наказания применительно к водителям, которые разговаривают по телефону за рулем, и на самом деле не важно, держит ли человек трубку в руке или использует гарнитуру, внимание ведь все равно рассеивается, и это опасно.В Эстонии очень плотно работают с теми, кого лишили водительских прав. Эти люди участвуют в специальной программе реабилитации, в которой очень важную роль играет общение с психологом, чье последнее слово всегда является решающим.Аналогичная программа есть и в Венгрии, где психологи очень плотно работают с жертвами ДТП. Кроме того, в этой стране все профессиональные водители обязаны пройти многоуровневые тесты и неоднократно пообщаться со специалистом, который должен подтвердить не только их физиологическое, но и психическое здоровье.В Нидерландах подходят к проблеме ДТП комплексно, с трех позиций: безопасность дороги, безопасность автомобиля и безопасность водителя. Кроме того, там очень внимательно относятся к обучению разных возрастных категорий граждан, поэтому для каждого возраста есть свой контент, свои программы и методики….Как выяснили участники конференции, психолог дорожного движения – это специальность, которая в западных вузах появилась сравнительно недавно, но у нас ее до сих пор нет, хотя потребность в ней очень велика. Во многих странах поняли: каждый, кто сдает на водительские права или проходит переподготовку после лишения прав, обязан пройти собеседование с психологом на предмет выявления скрытой агрессии, рассеянного внимания, заторможенности, пренебрежения нормами закона. Если бы в России ввели подобные требования, количество лихачей и хулиганов на дорогах значительно поубавилось.P.S. Если честно, то мне на этом мероприятии не хватило, пожалуй, самого простого – ответов на вопрос, ПОЧЕМУ же, собственно, люди нарушают правила. Или НЕ нарушают их. Почему, к примеру, в одной стране пешеходы добросовестно стоят, когда для них горит красный свет, и ждут зеленого, хотя справа и слева абсолютно пустое шоссе, а в других ломятся напрямую, не обращая внимания ни на что. Может, одни люди полностью доверяют тем, кто придумал эти правила, а другие, наоборот, считают, что ограничительные нормы созданы врагами и дураками? Или тут что-то иное? А ведь это тоже психология…
Комментарии