search
main
0

Все познается в сравнении. Но чтобы иметь возможность сравнивать, нужно чаще общаться

Незадолго до Нового года столицу посетила группа директоров школ из Самарской области. Мероприятие было организовано «Учительской газетой» совместно с Отрадненским управлением регионального Министерства образования и науки. По словам руководителя управления Владимира ГУСАРОВА, поездки в другие области, республики и даже страны для обмена опытом у них практикуются уже очень давно и неизменно приносят положительный результат.

– Мы очень много занимаемся повышением качества работы директоров наших образовательных учреждений, а также всех, кто работает в системе образования, – рассказывает Владимир Иванович. – И пришли к выводу: этого можно достичь, только обеспечив людям возможность побывать в других регионах, учреждениях, чтобы они могли трезво позиционировать себя в системе образования РФ и зарубежных стран. Почти все наши директора в разное время посетили Финляндию, Швецию, Италию, США, Австралию, Японию и другие государства. Договоры о сотрудничестве заключены с большинством субъектов РФ. Перед ними стоит задача – изучить как можно более плотно и глубоко системы образования ведущих стран мира, а также лучшие педагогические системы, разработанные непосредственно у нас. России есть чем гордиться в этом плане, тем более что многие отечественные разработки в свое время были заимствованы иностранцами и с успехом внедряются ими на протяжении долгих лет. Нам необходимо взять все лучшее, что подтвердило свою эффективность на местах, перенять позитивные наработки и транслировать их в другие регионы, чтобы повысить качество обучения детей и сделать его по крайней мере не ниже, чем в крупных городах страны. К сожалению, вообще всех, кто работает в школе, физически невозможно вывезти за рубеж или хотя бы провезти по стране. Однако, уверен Владимир Гусаров, вполне достаточно обучить тех, от кого в школе зависит очень многое, – школьных директоров и их заместителей. Ведь если мы стремимся повысить качество образования, то без повышения качества руководства никак не обойтись. – Это неразделимые вещи, которые мы точно так же не пытаемся развести, как обучение и воспитание, – считает руководитель Отрадненского управления. – Напомню, что реформа системы управления Самарской области в первую очередь во главу угла ставит изменение подходов к организации работы. Нельзя в новых условиях эффективно пользоваться старыми методами. В отличие от всей страны у нас в регионе действует совершенно иная система управления образованием. И мы уже давно ввели у себя многие из тех новшеств, о которых в Москве только начинают говорить. В частности, рейтинг учреждений образования мы разработали и внедрили еще 12 лет назад, причем каждый год вносили изменения, коррективы и улучшения в зависимости от приоритетов, наличия тех или иных внешних и внутренних факторов, запросов общества. И это нововведение блестяще себя оправдало: у нас сейчас городские и сельские школы работают в едином образовательном пространстве, развиваются в единой образовательной парадигме. Кроме этого мы практикуем осенние клубы директоров, куда помимо преподавателей вузов приглашаются представители министерства, психологи, бизнесмены и другие специалисты, готовые помочь образованию. Оправдала себя и идея создания образовательных округов, которую, кстати, впервые начали внедрять тоже у нас. Систему государственно-общественного управления мы выстроили таким образом, чтобы центр активности от управляющих советов отдельных школ сместился на уровень больших управленческих команд, включающих в себя представителей управления образования, муниципалитетов, руководителей образовательных учреждений, бизнесменов, родительской общественности и т. д. Это мотивирует нас к развитию и повышению качества работы. Лично я абсолютный противник принудительного администрирования, поэтому стараюсь создавать для людей условия, в которых они были бы вынуждены действовать творчески и самостоятельно, без понуканий и приказов сверху, исходя из вполне конкретных условий и ситуации. Одним из таких условий и стала организация поездок педагогов по школам и гимназиям страны и мира, из опыта которых каждый мог бы взять то, что ему по душе, использовать в своем образовательном учреждении. Центр образования №109 города Москвы принял самарских гостей исключительно тепло и радушно. Директор, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО Евгений ЯМБУРГ рассказал об истории становления школы, о тех трудностях, с которым ему пришлось столкнуться на разных этапах становления, а также о том, на что следует обратить внимание любому директору, который поставил цель создать поистине творческий коллектив учителей, учеников и родителей. – На мой взгляд, главное – это воспитание толерантности (или, если вам не нравится это слово, великодушия, сострадания, сочувствия, как угодно!), – говорит Евгений Александрович. – Современная школа вынуждена работать в условиях воздействия на нее целого ряда угроз, с которыми учителя, к сожалению, никто не учит бороться. Это и проблема генетической усталости, и резкое увеличение количества детей мигрантов, и нарастание межэтнической и межрелигиозной напряженности, и тройной (мировоззренческий, нравственный, психологический) кризис общества, и тотальное недоверие друг к другу… Но, я абсолютно уверен, нельзя делать упор на том, что нас всех разделяет, надо искать то, что нас сближает и объединяет. Например, согласно исследованиям ученых самую сильную неприязнь у людей в обществе вызывают отнюдь не «понаехавшие тут» и вовсе не «хиппи патлатые», а 1) инвалиды, 2) старики, 3) ВИЧ-инфицированные, 4) лица нетрадиционной ориентации и т. п. Следовательно, школе нужно постараться сосредоточить все усилия на том, чтобы помочь своим ученикам (а заодно и их родителям) воспринимать эти категории граждан с уважением и пониманием, без ненависти. И в школе Ямбурга эту задачу решают весьма успешно. Здесь созданы все условия для реализации полноценного (а не фиктивно-декларативного) инклюзивного образования. Все без исключения общественные мероприятия проводятся при самом непосредственном участии детей-инвалидов, представителей разных поколений – ветеранов войны и труда, дедушек и бабушек. С самого раннего возраста ученики начинают воспринимать больных сверстников и пожилых людей как полноценных граждан общества, учатся помогать им, продуктивно взаимодействовать с ними, не испытывая никаких отрицательных эмоций. – Но чтобы такая система была жизнеспособной и продуктивной, директору нужно очень много сделать для формирования целостного и дружного коллектива, – делится секретом Евгений Ямбург. – У нас нет тех, кто сосредоточен только на проведении уроков, каждый сотрудник центра обязательно принимает самое живое участие во всех начинаниях, творческих вечерах, утренниках, театральных представлениях. Кроме того, очень важно использовать все то новое (или хорошо забытое старое), что призвано помочь педагогу справиться с теми проблемами, которые ему мешают. Прежде всего это комплексная диагностика и коррекция детей еще до поступления в школу начиная с трех лет. Чем раньше мы выявим проблему и чем раньше начнем ее решать, тем лучше для всех. Крайне важно обеспечить медико-психолого-педагогическое сопровождение детей на всех этапах развития. Более того, необходимо, чтобы каждый педагог независимо от его специализации имел за спиной курс дефектологии. Важна гармонизация социальной и обучающей функций школ. Учить нужно всех без исключения, но это вовсе не значит, что всех обязательно следует считать одаренными и каждую школу превратить в гимназию. Тем более что для одаренных, как и для проблемных, также нужно свое собственное сопровождение. И, разумеется, нужно понимать, что при создании школ-комплексов ни в коем случае нельзя допустить, чтобы детские сады начали выполнять функции школ, а занятия в группах были неким подобием уроков. Каждому возрасту – свое время!Помимо этого директор центра образования №109 рассказал о разработанном профессиональном стандарте педагога, в создании которого он принимал самое непосредственное участие, о том, что он дает современному учителю, как его следует воспринимать и с чего начать реализацию.Московский центр образования №2030 также называют «Школой будущего». Это довольно молодое учреждение было создано в 2007 году, но уже успело прославиться своими успехами в плане информатизации процесса обучения, организации научно-исследовательской деятельности, реализации принципа метапредметности и т. д. – Мы уже давно ведем исключительно электронные журналы и дневники, у нас реализован подход «1 ученик – 1 компьютер», во всех зданиях центра (а их по всей Москве 23!) действует система пропусков и питания детей по пластиковым карточкам, отработана система дистанционного обучения с использованием сети Интернет, – рассказывает директор ЦО №2030 Наталья РЯБКОВА. – С 2011 года мы совместно с МФТИ активно участвуем в Курчатовском проекте, инициаторами и идеологами которого стали Департамент образования города Москвы и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Его цель – активное включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, в частности, при изучении физики, химии, биологии, географии и, безусловно, в начальной школе. То есть дети у нас занимаются исследовательской деятельностью уже с первого класса. По словам Натальи Петровны, Курчатовский проект – это вызов, который наука предъявляет системе образования. Всего в этом проекте участвуют 37 образовательных учреждений, но именно их центр получил статус базовой школы. Здесь детально продумана система взаимодействия учителей-предметников между собой и с детьми в ходе выполнения тех или иных исследований. Не секрет, что полноценным тот или иной проект может стать лишь при условии, если затронутая в нем проблема будет рассмотрена со всех сторон. А для этого, скажем, учителю-биологу никак не обойтись без помощи коллег – физиков, химиков, географов и даже филологов. Это взаимодействие, что интересно, происходит не только вне уроков, но и непосредственно на занятиях, когда в классе присутствует два и более педагога. – Таким образом мы успешно формируем у детей системное мировоззрение, – говорит Наталья Рябкова. – Но, хочу заметить, при этом мы против введения таких всеобъемлющих дисциплин, как естествознание, поскольку считаем, что предметность необходимо сохранить – с последующим выходом на межпредметные и метапредметные связи. Чтобы понять, в чем заключается разница и в чем состоит особенность разных подходов к реализации этих принципов, мы организовали обучение всех учителей нашего центра. Это позволяет работать с пониманием единых целей и задач, чувствуя поддержку члена коллектива, не замыкаться в рамках своего предмета, а эффективно взаимодействовать с другими. Ведь самое интересное, как известно, происходит на стыках наук! Именно эту идею мы и пытаемся донести до своих учеников. Причем делаем это весьма успешно.Процесс оптимизации образовательных учреждений путем укрупнения и реорганизации, однажды начавшись, останавливаться не собирается. А коли так, имеет смысл брать за образец только те его результаты, которые уже доказали свою жизнеспособность и эффективность. С этой целью гостей из Самарской области пригласили в Первый Московский образовательный комплекс. Это учреждение возникло путем объединения технологического колледжа №15, колледжа предпринимателей №15, Московского художественно-педагогического колледжа технологий и дизайна, техникума художественных ремесел №59, школы №274 с углубленным изучением математики, школы №1380 с углубленным изучением иностранных языков и четырех детских садов.- На сегодня «Первый МОК» – самый крупный образовательный комплекс в Москве, – утверждает заместитель директора по учебной работе, заслуженный учитель РФ, руководитель отдела по стратегическому проектированию и инновационному развитию колледжа Елена МАКСИМОВА. – В 15 зданиях у нас работают более 800 педагогов и обучаются около 7000 ребят. Конечно, было очень трудно построить работу таким образом, чтобы существовала научно обоснованная преемственность между всеми звеньями единой цепочки – от ДОУ до СПО, чтобы каждый преподаватель и воспитатель понимал, что он трудится в команде, а значит, от его деятельности зависит успех всего коллектива. Для этого мы проводим единые педсоветы, в которых принимают участие представители всех подразделений. Это довольно сложно, учитывая специфику каждого уровня, ведь традиционно сложилось так, что школьного учителя не особо заботят проблемы детского сада, а мастеров профессионального обучения трудно заинтересовать вопросами преподавания тех или иных предметов в начальной школе. Тем не менее, когда нам удалось найти точки соприкосновения, внезапно оказалось, что понимание общих проблем и задач значительно облегчает процесс обучения и воспитания. Залогом успеха работы в объединенном коллективе стало создание технологической и креативной среды. Здесь организована проектная деятельность на всех уровнях образования с непременным участием в этом процессе как преподавателей и учащихся, так и представителей органов управления колледжем. Но для этого потребовалось создать специальные подразделения, в частности управление качеством образования, отдел мониторинга образовательной деятельности и т. д. – У нас нет задачи, приняв ребенка в детский сад, затем всеми силами оставить его учиться в нашей же школе, а потом перевести в одно из подразделений СПО, – уточняет Елена Вячеславовна. – И, слава богу, родители это прекрасно понимают. Но мы предоставляем каждому из наших учащихся такой выбор программ, который бы максимально учитывал его интересы и наклонности. Любопытно, что специально для Первого Московского образовательного комплекса Государственный университет по землеустройству создал единую концепцию оформления и благоустройства территории, на которой находятся его здания. И эта концепция учитывает не только специфику деятельности подразделений колледжа, но и возраст учащихся. Так, Аллея детства здесь гармонично переходит в Аллею отрочества, а та в свою очередь в Город мастеров. Иными словами, здесь учит не только коллектив, но и сама среда, природная и технократическая.Конечно, за те три дня, которые самарцы провели у нас, невозможно не только изучить, но даже полностью ознакомиться со всеми наработками столичных коллег. Тем не менее впечатлений масса, и все они, что очень важно, положительные. Любовь НАУМОВА, директор Тимашевского образовательного центра Кинель-Черкасского района Самарской области: – В школе, где дети и взрослые участвуют в Курчатовском проекте, меня потрясло, насколько глубоко и полно здесь реализовано метапредметное образование во всей его изначальной красоте и полноте. Это правильно, потому что мы обычно даем детям мозаичную картину миру, созданную из разных фрагментов-осколочков, то есть предметов, а здесь совершенно целостная картина, люди работают на стыках разных наук. Мы с коллективом много ездим по стране и миру. Могу сказать, что из каждой поездки всегда привозим то, что можно применить у себя в школе, в классе. И это отнюдь не только впечатления, но вполне конкретные разработки, методики, технологии. Московский опыт вполне пригоден для нас. Кстати, мы ведь тоже можем поделиться тем, чего, я уверена, нет нигде, даже здесь. Когда я вернусь в школу, то начну с того, что посоветую людям посетить сайт школы №2030, а уже потом мы обменяемся с коллегами впечатлениями, выясним, что там нашли они и что увидела я. И никакого авторитаризма по принципу «я была в поездке, увидела что-то, мне это понравилось, теперь все будут это делать!». А в эту школу мы по возможности пришлем нашу делегацию, чтобы детально изучить опыт работы по организации Курчатовского проекта. Ольга ИВАНОВА, директор кинель-черкасского образовательного центра №2: – У нас в регионе процесс оптимизации сети учреждений образования шел по следующей схеме: муниципальные учреждения ликвидировались, но были созданы новые юрлица – государственные бюджетные общеобразовательные учреждения. Таким образом, с января 2012 года в структуру моего учреждения вошли средняя школа с четырьмя филиалами (расположенными в других селах района), три детских сада и три учреждения дополнительного образования – ДЮСШ, станция юных техников и Дом детского творчества. На сегодня у нас образовательный процесс ведется по 12 адресам. Правда, в составе нашего центра нет учреждений СПО, и в этом плане нам есть над чем подумать на будущее. Опыт Первого Московского образовательного комплекса показал, что это было бы весьма интересным и выгодным (в плане потенциальных инвестиций от работодателей) союзом. Правда, если мы говорим о создании таких комплексов как о примере глобализации (укрупнения), то, что именно в них будет входить, вопрос не самый главный. Куда важнее, кто им руководит, какие цели преследует, насколько рационально реализована идея оптимизации, насколько полезна она в итоге для всех – детей, родителей, педагогов.Наталья ИВКОВА, директор школы №6 Отрадного, Самарская область:- Я хочу выразить огромную благодарность «Учительской газете» за столь прекрасную, насыщенную и интересную программу! За эти три дня мы посетили три разных учреждения, которые по-своему уникальны, у каждого своя идеология, свои изюминки, свои лидеры-директора. Лично мне особенно понравился центр образования №109 города Москвы под руководством Е.А.Ямбурга. Он мне ближе, потому что у нас много общего между учреждениями: в структуре учреждения, в контингенте детей, в продолжении и сохранении традиций. В нашей школе умеют и любят заниматься научной и научно-исследовательской работой. Проектно-исследовательская школа задает инновационную сеть исследовательской деятельности учащихся в городе и округе, в которой распространяется (внедряется) технологическая модель исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе как модель их вовлечения в совместную деятельность. В структуре нашей организации четыре детских сада и Центр дополнительного образования. Последним мы особенно дорожим, так как допобразование помогает решать многие проблемы воспитания, а также помогает школе и детсаду работать в едином образовательном пространстве с привлечением родителей.фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте