search
main
0

Все познаешь в сравнении

Весной этого года во время каникул ребята из моего класса ездили в Финляндию. Я и учитель литературы сопровождали их. Почти за месяц до поездки я сказала им: будем готовиться к этому путешествию. Познакомимся с историей, культурой, природными особенностями этой страны. Мои ученики дружно возмутились: зачем это нужно? Мы на месте все увидим и все услышим. Пришлось их убеждать: вы больше увидите и услышите, когда вся эта информация во время поездки будет ложиться на подготовленную почву. И, больше не слушая возражений, на следующий день принесла специальную литературу, альбомы. Я и сама многое могла рассказать, потому что сама бывала в этой стране трижды.

Первоначальное знакомство с Финляндией, я имею в виду заочное знакомство, мы начали с моей беседы. Рассказала о своих впечатлениях. И только после этого руки ребят сами потянулись к книгам о Финляндии.

Когда же мы приехали в эту скандинавскую страну, для наших учеников все (если не все, то многое) оказалось узнаваемым. И от этого уже очное знакомство стало более радостным, более основательным. Ребятам понравилось многое в Финляндии. «Здесь уютно, как в комфортном доме», – сказала одна ученица. «А мне не нравится, что они более вежливы, чем мы», – возмутился Максим. – Так не должно быть, у нас ведь великая страна, великая литература?!

«Дорогие мои, – обратилась к ребятам моя коллега, учительница литературы Галина Ивановна, – ведь все зависит от нас самих, не финны же должны к нам приехать и учить нас, как вести себя в общественных местах, на улицах.

В Финляндии, как в зеркале, – я бы сказала, в правильном зеркале – мы увидели и собственные недостатки, и собственные достоинства. Конечно, очень обидно, что у нас что-то хуже, чем даже в такой маленькой стране, как Финляндия. После возвращения дети неожиданно предложили мне в летние каникулы побывать в Карелии, в крае, очень похожем по своей природе на Финляндию. Почти в том же составе мы отправились в Карелию. Ребятам здесь природа понравилась даже больше. Может быть, потому, что они теперь были в своей стране. Кстати, я заметила еще раньше, что у ребят, во всяком случае у большинства из них, чувство патриотизма, любви к своей стране проявляется ярче после того, как они побывают в другой. И что, наверное, для многих будет удивительным, даже и тогда, когда сравнение это бывает далеко не в пользу своей. У ребят тогда возникает желание все это плохое, неблагоприятное исправить своими руками, своими поступками.

Рядом с нашей школой находится небольшой скверик, так вот, мои ученики взяли над ним шефство. Конечно, в нем убирают и без нас, но мальчики и девочки следят за тем, чтобы мусор не бросали мимо урны, не рвали цветы, не ломали ветки деревьев и кустарников. Для этого они развесили небольшие плакатики такого содержания: «Ребята и взрослые, от нас зависит, как будет выглядеть наш сквер завтра. Давайте вместе будем беречь его». Видя, что наши ученики подбирают тут же брошенную бумажку или коробочку от йогурта, люди и сами становятся дисциплинированнее. Если чисто кругом, то редко кому захочется эту чистоту нарушать.

Хочу еще заметить, что мои ученики стали заметно вежливее общаться друг с другом, внимательнее относиться к нам, своим учителям.

Марина ПАНЦЕВИЧ, учитель истории, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте