Школа на пригорке. Подходишь к образовательному учреждению №11 Екатеринбурга, и возникает странное ощущение, будто ты и не в мегаполисе вовсе. Под деревьями, окружающими спортплощадку, прыгает белка, поглядывает на ребят, что вышли на урок физкультуры. Тихо, мирно, уютно. Впечатление не оказывается обманчивым. Мария Владимировна ТУПИЦЫНА работает здесь с декабря 2014 года. Школа немаленькая, примерно 750 учащихся, но по-домашнему комфортная.
Как я пришла в профессиюПрофессия учителя мне нравилась с детства, но я все ждала какого-то внешнего одобрения, толчка. Чтобы сказали: «Тебе сюда». Однажды на факультативе по химии мы решали задачи. Я быстро все сделала, и учитель попросил помочь остальным. Мы разобрали задачи, а одноклассники потом говорят: «Маша, о чем ты думаешь? Иди в учителя, у тебя получается!» Преподаватель их поддержал: «В Серове хороший педколледж, поступай на химический факультет». Но я хотела вести уроки в начальных классах. Дело было в марте. Сразу поехала в районный центр (жила тогда в поселке Красноярка), посмотрела колледж – очень понравилось. Туда и поступила по специальности «начальные классы», прошла дополнительную подготовку в области информатики. Предмета «Информатика» в нашей поселковой школе не было до девятого класса, потом появился прекрасный педагог из Серова, и мы быстро и успешно освоили программу нескольких лет, предмет мне понравился. В июне 2011-го приехала в Екатеринбург получать диплом: он был с отличием, вручал министр. И сразу же, в тот же день, отнесла его в педагогический университет. Учеба плюс работа В вузе познакомилась с девочкой, которая одновременно с учебой работала в школе. У нее было много часов, не успевала, предложила мне: «Давай поделимся». Так на втором курсе я начала свой трудовой стаж со школы №59. На следующий год взяла нагрузку в два раза больше. Совмещать оказалось непросто, хоть школа и подстраивалась под мой график. На выпускном курсе решила посвятить все время учебе. Лекции, домашняя подготовка, занятия любимым баскетболом, бассейн – в удовольствие и без напряга. И так… только до декабря. Квалифицированных преподавателей информатики еще не хватает, школа №11 осталась без педагогов данного профиля, мне предложили выйти на работу. Пришла в образовательное учреждение в конце второй четверти. Познакомилась с коллективом, и так мне здесь понравилось, что с нового учебного года уже с дипломом бакалавра веду практически все классы: начальную школу, пятые, восьмые, девятые, а в десятом – технологию (компьютерная графика). И снова учусь, теперь уже в магистратуре. Жизнь завертелась-закружилась, и мне это нравится!Дети все разныеНаконец у меня появились младшие классы, еще со времен колледжа хотелось поработать с малышами. С ними интересно общаться, детки активные, увлеченные, на уроках руки тянут. Но объяснять им теорию проблематично, нужно искать максимально доступную форму. Например, как различать такие понятия, как «носитель информации» и «источник информации»? Вот камень, на котором что-то нарисовано, а вот пустой камень. Там, где есть картинка, – носитель информации, источник же – тот материал, на котором потенциально может быть что-то написано. С такой же позиции рассматриваем снег, песок; человек – мощный носитель информации. Это для второклассников. В третьем-четвертом классах разбираем вроде бы то же самое, но уже не на пальцах, а с точки зрения реального компьютера. Опыт общения со старшими школьниками у меня уже был. Но вот какая возникла сложность: требуется быстро переключаться с одного возраста на другой, психологически перезагружаться. Куда сильнее разницы в возрасте порой проявляется разница в интересах и уровне подготовки. Информатика без математики никуда, иной раз приходится возвращаться к ее основам. Такие темы, как «Измерение информации», «Перевод из одной системы исчисления в другую», без математических понятий не рассказать. Есть ученики, которые убеждены: информатика им не нужна. На уровне «включить комп и скачать фильм» ею владеет сегодня каждый, «а большего мне не понадобится, буду экономистом или филологом». С другой стороны, немало ребят, которые хотят получить дополнительные знания и навыки: кто-то занимается 3D-моделированием, кто-то – созданием веб-сайтов. Я стараюсь подстраиваться под потребности и способности разных детей. Хорошо, что сама довольно мобильный человек, адаптируюсь к любым ситуациям. Предполагаю, пик популярности моего предмета еще впереди. Сегодня при поступлении во многие вузы на технические специальности требуется знание информатики. Однажды я услышала такую фразу: «Дети во всех школах одинаковые». Мой еще небольшой опыт говорит о другом: дети везде разные. В школе №11 я замечаю: ребята хотят учиться. Конечно, в любом школьном коллективе есть такие, которых и мотивировать не требуется, и те, кого нужно заманить, увлечь или наконец заставить. Но в целом здесь высокий процент познавательно активных детей. Досье «УГ» По исследованиям, у 15% молодых педагогов после года работы в школе укрепилось желание работать учителем, у 52% оно сохранилось, у остальных 33% первоначальная привлекательность педагогической профессии претерпела негативные изменения, у 12% появилось желание сменить ее. Наибольшее положительное влияние оказало взаимодействие с администрацией. А вот на отрицательное отношение к профессии, на пересмотр своего выбора повлияло общение со школьными учителями, старшими коллегами, с родителями учащихся, наиболее отрицательное влияние оказало общение с учениками.Екатеринбург
Комментарии