Первое, о чем услышали в начале сентября педагоги и руководители образовательных учреждений Нижегородской области от регионального образовательного начальства, – сообщение о грядущей смене электронной платформы. Федеральный Дневник.ру, к которому все успели привыкнуть за несколько лет, объявлялся неактуальным начиная уже со второй четверти. Руководителям школ в самой строгой форме предписывалось подготовить базы данных для внесения в новую региональную автоматизированную информационную систему (АИС). «Это нужно для более эффективного управления сферой образования», – объяснял министр слушателям, плохо скрывавшим свое недоумение. «Нам нужно, чтобы все школы, все ученики и педагоги были у нас как на ладони», – слова министра, усиленные подобающей случаю мимикой, звучали прямо-таки угрожающе.
Инициатива перехода на полностью автономную систему, аккумулирующую все сведения об участниках образовательного процесса в регионе, принадлежала не министру, а губернатору Нижегородской области. Об этом министр образования и науки тоже не преминул сообщить руководителям ОУ, а поскольку речь транслировалась онлайн и была записана и выложена в соцсети, ее могли прослушать все желающие.
Некоторые тут же, в соцсети, выразили свое недоумение по поводу необходимости столь дорогого и не очень-то нужного нижегородцам «приобретения». Во-первых, потому что в качестве общей информационной платформы, связывающей учеников, родителей и педагогов, всех устраивал Дневник.ру. Если вначале к нему были претензии со стороны родителей и педагогов, то сегодня их практически никто не высказывает. В Дневнике.ру появилось много новых опций, педагоги, трудно привыкавшие к электронному журналу и новому формату общения с родителями, наконец-то стали использовать максимум, а не минимум возможностей, как вначале. Лучшее, как известно, враг хорошего. К тому же если хорошее дается бесплатно, а за «лучшее» нужно платить, то стоит еще подумать, окупится ли замена. К слову, независимые издания уже в сентябре озвучили сумму, которую правительство Нижегородской области заплатило фирме, разработавшей региональную АИС и заключившую договор на ее внедрение, установку и обслуживание. Сумма очень впечатляла. Называть ее не буду, скажу лишь, что этих средств хватило бы на капитальный ремонт нескольких ОУ. Для Нижегородской области эта тема более чем актуальна: в очереди на капремонт стоит множество школ, новых в областном центре почти не строится, за 11 прошедших лет построена лишь одна, вторая строилась в районе, но стала городской благодаря включению территории в состав областного центра. То есть в сфере образования области много других насущных и по-настоящему волнующих общество проблем. Проблема «повышения эффективности управления сферой образования», о которой вещал министр, нижегородцев мало волнует. И понятно, почему. Кто станет тратить деньги на установку видеонаблюдения, если в здании гнилая крыша, ветхие трубы и неисправная сантехника? Вопрос риторический. Всем нормальным людям понятно, с чего нужно начинать улучшения.
К тому же (и это второй момент) мало кто из рядовых участников образовательного процесса – учеников, родителей и педагогов – хочет быть как на ладони, под постоянным контролем. Людям и так непросто. Да и, строго говоря, у руководителей сферы должны быть другие задачи – создавать условия, а не следить и указывать. Тем не менее строгие учет, надзор и контроль стали приоритетами в образовании. Это произошло, когда руководителями школ (так же, как бань, кладбищ и больниц) стали назначать «эффективных менеджеров» – людей своеобразного склада ума и определенной ценностной ориентации. Если раньше начальство выдвигалось из отраслевой, узкопрофессиональной среды, и, чтобы добраться до верхнего уровня, нужно было успешно пройти несколько ступеней в своей же (или подобной) организации, получить опыт и завоевать авторитет коллег, то теперь все это не обязательно. Достаточно засветиться на каком-нибудь тренинге, проявить свои лучшие менеджерские качества в какой-нибудь бизнес-игре, и считай, что должность в кармане.
Эффективный менеджер всегда думает об учете и контроле, его интересуют только показатели, он не может жить без цифр. Многообразные жизненные явления и разнонаправленные процессы он с легкостью фокусника превращает в сводные диаграммы и графики. Жизнь он представляет не во всем многообразии, а в виде упорядоченной решетки таблицы Excel.
Как же развивались события с переходом на региональную автоматизированную информационную систему? В разных школах к требованию министра отнеслись по-разному. В большинстве взяли под козырек и перешли, как и требовалось, с начала второй четверти, оставив Дневник.ру дублирующей платформой для старших классов (поскольку в промежуточной аттестации не четвертные, а полугодовые отметки, окончательный переход запланирован со второго полугодия), а где-то до сих пор заполняют два журнала и дневника – старый и новый. Некоторые школы решили подождать, чем кончится судебная тяжба регионального правительства с федеральной платформой Дневник.ру. Вдруг Дневник.ру выиграет и все снова придется восстанавливать?
Приказ министерства оказался… незаконным.
Важное и интересное обстоятельство выяснилось уже в конце ноября. Руководство Дневник.ру разослало сообщение всем зарегистрированным в Нижегородской области пользователям: «Мы знаем, что школы Нижегородской области обязывают подключиться к новой автоматизированной информационной системе управления образовательными организациями региона по приказу Министерства образования, науки и молодежной политики №316‑01‑63‑1554/20 от 11.09.2020. Однако проверка, которую провело Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, показала, что решение заключить контракт с поставщиком данной АИС в обход конкурсных процедур было принято с нарушением закона. Закупка проведена у единственного подрядчика, несмотря на то что подобные сделки должны совершаться путем проведения конкурса или аукциона в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
За нарушение закона согласно части 2 статьи 7.29 КоАП РФ причастные должностные лица будут привлечены к ответственности – административному штрафу в размере пятидесяти тысяч рублей. Кроме того, дополнительно данную закупку сейчас проверяют прокуратура и УФАС в рамках антимонопольного дела. Напоминаем также, что по Закону «Об образовании в Российской Федерации» школы вправе самостоятельно выбирать информационные системы ведения журналов успеваемости учащихся». Для кого-то сообщение стало громом среди ясного неба, а кому-то, напротив, сигналом о том, что не нужно сразу со всем соглашаться. Напомнило, что нужно внимательно читать Закон «Об образовании в РФ», в котором, как выяснилось, все прописано.
Что же получается? Что внедрение АИС вызвано не заботой об учениках и педагогах, а чьим-то коммерческим интересом. Кто-то просто очень хочет денег.
Но дело не только в этом. Налогоплательщики в конце концов за все заплатят… Дело в том, что на учителей и системных администраторов школ Нижегородской области в последние месяцы легла удвоенная нагрузка. Им пришлось осваивать и заполнять двойной объем документации. Помимо уроков, помимо подготовок и других обязанностей. Где-то для учителей проводили обучающие семинары, где-то – нет, кому-то объясняли завучи, с кого-то просто требовали. И учителя заполняли за счет сна и отдыха, за счет личного времени. В результате повышенная нервозность, связанная со смешанной формой обучения, ежедневная усталость никак не способствовали повышению качества образования. Может быть, управленцам с новой АИС и стало проще, но учителям точно нет.
…Прежние, «неэффективные» директора школ, даже самые плохие, самые неуспешные, все-таки уделяли внимание созданию определенной атмосферы, думали о психологическом состоянии учеников и педагогического коллектива, потому что понимали, что все это – невесомое, неуловимое, не измеряемое цифрами, но всеми ощущаемое – очень важно. Все руководители старой формации понимали, что от духа школы зависит в конечном итоге очень многое, в том числе успеваемость, общекультурный уровень и востребованность выпускников. Далеко не все из них были бескорыстными гуманистами, но заботились о микроклимате все равно, ибо понимали, что позитивную и дружелюбную ауру, комфортную школьную атмосферу гораздо легче «монетизировать».
Нынешние технократы не придают значения ничему иррациональному, все это кажется им пережитком прошлого, поэтому школа стремительно расчеловечивается, теряет привычный облик и превращается в машину по производству… Нет, не знаний, к сожалению. Школа в большом количестве производит документацию. Кроме того, ОУ стали орудием нивелирования любой индивидуальности и рычагом давления на личность, как юную, так и зрелую. Поэтому из школы уходят яркие педагоги, имеющие собственную точку зрения на происходящее, а родители, стремящиеся оградить детей от «машинной стрижки», имеющие нравственные принципы и материальные ресурсы, массово переводят детей на семейное обучение. В этом исходе, кстати говоря, есть один, но несомненный плюс: первые (яркие учителя) объединяются со вторыми (неравнодушными и ответственными родителями), и это дает надежду на рождение другой, новой альтернативной школы. Когда? Не знаю. Возможно, в очень далекой перспективе… А пока образование уходит в подполье, подальше от надзора и контроля.
Кто останется в школе в самом скором времени? Усталые и не готовые к отстаиванию позиций конформисты, заранее со всем согласные, лояльные к любой власти, готовые подчиняться и терпеть, мириться и приспосабливаться, выгораживать даже в трудных условиях зону относительного комфорта. Я таких знаю. Но учителями таких работников школы точно язык не повернется назвать.
Вера КОСТРОВА
Комментарии