В СССР сначала вставали в очередь и лишь потом интересовались, куда же она ведет. И сейчас поколение «Советов» считает: «Если все покупают, пользуются, читают, слушают, значит, хороший товар!» По принципу Social Proof («социальное доказательство») нас воспитывали родители, и мы отчасти передали традицию нашим детям. Стадный инстинкт нередко и сейчас встречается у подростков. Замечали, как часто они хотят кому-то подражать? И как много их следует примерам известных медийных личностей, лидеров общественного мнения их поколения? Мейнстрим дня сегодняшнего – борьба за мысли и действия подростков. А точнее, управление и манипуляции.
Наиболее эффективно принцип социального доказательства работает, когда человек оказывается в запутанной или двусмысленной ситуации и у него нет времени или не хватает опыта и знаний, чтобы в ней толком разобраться. «В любой непонятной ситуации делай, как все или большинство». Поэтому, чтобы управлять этим самым большинством, используют несколько видов манипуляции.
Манипуляция – это вид психологического воздействия, основная цель которого заключается в скрытом возбуждении у другого человека намерений и убеждений, не совпадающих с его реально существующими желаниями и потребностями. Обычно манипулируют тремя сферами: идеологической, экономической и социальной. То есть осуществляются пропаганда, реклама, воспитание и образование. Манипулируют обычно, искажая или подменяя и замалчивая информацию. Не важно, насколько сильно искажение. Значимо, удается ли достигнуть цель, ради которой эти подтасовка и коррекция проводятся. А цель – это изменение сознания наших детей.
Во все времена основной движущей силой, способной влиять на целые семьи, была молодежь. Ведь за каждым ребенком оба родителя и бабушки с дедушками (это математика любого детского бизнеса). Все любят и будут защищать своих детей, и это тоже вариант манипуляции, которую часто используют взрослые.
Самые распространенные виды манипуляций таковы.
• Манипуляция любовью. Чувства – товар, который можно обменивать на услуги или деньги.
«Если ты меня любишь, то…» (и вот теперь твоя задача – доказать свою любовь, преданность, верность).
• Манипуляция страхом.
Самая мощная человеческая эмоция – это ужас! Чтобы заставить человека что-то делать, его нужно напугать. Этими методами отлично пользуются бизнес и маркетологи, эти же методы используют и те, кто хочет управлять сознанием наших детей. Или же манипулируют страхом потерь, красиво описывая, что можно утратить и чего лишиться, если не сделать тот или иной шаг.
• Манипуляция чувством вины. В последний год используется часто.
Создается иллюзия виновности, заставляя предпринимать какие-то действия по заглаживанию вины или же по протесту тому, кто выставляется виноватым.
• Манипуляция чувством жалости. Позволяет вызвать сострадание к какому-либо объекту, формируя определенное отношение. Этот вид манипуляции хорошо прослеживается при формировании зависимости в отношениях между людьми.
• Манипуляция чувством собственного достоинства. Позволяет заставить действовать определенным образом, запуская в мышлении механизм последовательности. Для современной молодежи последовательность важна и ассоциируется с честностью, стабильностью и высоким интеллектом. Непоследовательность подростки обычно принимают за двуличие. Чтобы запустить этот механизм, нужно, чтобы человек принял на себя некое обязательство (пусть даже не вполне осознанно). Например, если подростку сказать, что он лучший хоккеист и на него одна надежда, то он станет тренироваться в разы больше, чтобы оправдать звание и статус. Работает стереотип: если я такой, то должен делать так-то.
Вот некоторые признаки того, что вами манипулируют.
• Используется непонятная терминология. Все эти псевдоэкспертные слова употребляют, чтобы подавить вас фальшивым авторитетом «специалиста».
• Повторение одного и того же – попытка внушить идею, которую недостаточно будет просто донести. Еще Роберт Кэрролл, американский академик и писатель, утверждал, что повторяемое суждение не обязательно должно быть истинным, ведь в него поверят независимо от того, насколько это доказано в теории или на практике. Этот прием активно используется СМИ и является самым эффективным в информационных войнах.
• Дробление информации, ее изъятие из контекста или предоставление отдельного фрагмента позволяют преподнести картину под необходимым манипулятору углом.
• Авторитет. Когда имидж источника выходит на первый план или когда источник признается единственным. Существует только одно верное мнение и неправильное. И если ты заработал авторитет, ты влияешь на людей!
• Работа с эмоциями. Если начинают давить на чувства, пахнет подвохом. Тут лучше временно очерстветь и не поддаваться. Выводы и принятие решений всегда нужно делать на холодную голову.
• Срочность. Это позволяет ввести человека в нервозное состояние, что подрывает психологическую защиту.
• Включение стереотипов. Есть поведенческие модели, которые легко предсказуемы в определенных обстоятельствах.
• Противоречивость высказываний. Нарушение логики и отсутствие связи в сообщении могут ввести в заблуждение, а также представить информацию в искаженном виде.
В социальных сетях, то есть в мире виртуальном, используются те же самые манипуляции, что и в реальной жизни. Помимо всего прочего Интернет позволяет смешивать контент (аудио, видео, фото), усиливая влияние на сознание.
Чтобы противостоять манипуляциям, рекомендуется изучить следующую литературу: «Управление толпой: математические модели порогового коллективного поведения» Владимира Бреера, Дмитрия Новикова и Андрея Рогаткина, «О рекламе» Дэвида Огилви, «Психология народов и масс» Гюстава Лебон.
Читайте, анализируйте и максимально задействуйте критическое мышление, чтобы не поддаваться на манипуляции. Не пасуйте перед собственным конформизмом, выходите за «заботливо» очерченные кем-то рамки!
Анастасия КОВАЛЕВА
Комментарии