search
main
0

Все по-настоящему

Помогли креатив и юмор

Новые условия обучения и воспитания, которые ставит перед нами окружающая действительность, не всегда воспринимаются однозначно участниками образовательного процесса. Как в период пандемии поддержать уровень коррекционного воздействия, который был достигнут благодаря систематичным очным занятиям? Как установить новый тип контакта? Что поможет специалистам в этом? Как сделать каждое дистанционное занятие для детей максимально комфортным и познавательным?

А что для вас дистанционное обучение? Это серьезно или весело? Безусловно, все по-настоящему! Расписание, подготовка к занятиям, их проведение. Как и в обычной школьной жизни, во время онлайн-обучения случилось много смешных моментов. Итак, дистанционное обучение: работаем с юмором? Конечно!

Школа №2114 включилась в дистанционное обучение. А служба психолого-педагогического сопровождения продолжала работать с детьми с ОВЗ. К таким детям и в очном формате нужен особый подход. А дистанционно пришлось призвать все силы, умения, знания, креатив и… юмор.

О юморе, к слову. Бывало так, что именно умение взрослого с юмором взглянуть на нестандартные ситуации помогало занятию пройти успешно. Готовы поделиться с вами такими случаями. Уверены, что у каждого их накоплено достаточно много!

Развиваем речь без звука

Все знают, что речь развивается по подражанию. И даже если логопед выполняет какое-то задание молча, это делается в течение быстрого времени и по плану (а не случайно). Значит, большинство заданий взрослый обязательно предъявляет вербально, а не мимикой и жестами.

И вот одно из самых первых дистанционных подгрупповых занятий пошло не по плану, хотя мы с родителями заранее протестировали платформу Zoom – и видео настроили, и звук. А тут перед занятием ни у кого из четырех детей не подключался аудиосигнал!

Но педагоги – люди творческие, а коррекционные педагоги тем более. Пришлось использовать чат для краткого письменного объяснения заданий и предлагать варианты тех упражнений, которые были хорошо известны учащимся, а потому не требовали длительной инструкции. Это всем известные упражнения на артикуляционную моторику, мелкую моторику, на зрительное восприятие. Ребенок смотрел на учителя и повторял за ним. Кстати, логопеду как раз были слышны ответы детей, и именно по невербальной реакции взрослого учащийся и его родитель понимали, правильно они действуют или нет.

Благодаря нестандартному решению занятие прошло на «отлично», и закрепление знаний получилось даже лучше, чем раньше.

Хочется поспать

А вот представьте себе: будни, утро, рабочий процесс в разгаре, работает платформа Zoom, все настроено (и звук, и видео). В общем, рабочее настроение и позитивный настрой. Психолог ждет ребенка на занятие, а его нет… 5 минут, 10 минут, 15 минут. Но занятия в дистанционном формате тоже идут по графику, одно за другим. Где же ребенок? Оказалось, что проспал! Да-да, и такое бывает, проспать дистанционное занятие. На нашем опыте такое случалось не один раз и не с одним ребенком. Все потому, что никуда идти не надо и хочется поспать. А может быть, просто сбился режим. Ведь поддержание режима дня на карантине было одной из самых сложных задач, стоявших перед родителями.

Выполняем артикуляционные упражнения «на ощупь»

Это было индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения, а экран телефона ребенка был разбит. Логопед видел ребенка, а вот школьнику пришлось выполнять артикуляционные упражнения по памяти и на слух.
Логопеды не зря говорят о необходимости зрительного контроля при постановке звука. При выключении этой модальности ребенку на начальном этапе трудно себя контролировать – сложные для него артикуляционные позы получаются неточными и неумелыми. Поэтому на этап выполнения артикуляционных упражнений в описываемой ситуации пришлось потратить больше времени, чем обычно, когда учащийся смотрит на логопеда и сравнивает свою артикуляцию с верным образцом.

К счастью, такое неудобство пришлось испытать всего один раз. Но разбитый экран телефона и исключительно аудиальное воздействие на развитие артикуляционной моторики помогли найти новые компенсаторные пути работы даже над этим не очень сложным речевым нарушением.

В группе хорошо, а дома лучше

А что делать, если вдруг во время занятия с психологом очень захотелось кушать? А почему бы не съесть вкусное яблочко или пирожок?

В этой связи хочется подчеркнуть, что онлайн-занятиям с дошкольниками определенно быть! Но детям в некоторых моментах тяжело влиться в дистанционный процесс обучения – дома так много всего соблазнительного! И хочется съесть что-нибудь вкусненькое, и на диване попрыгать, это ведь не в кабинете заниматься, пусть и в очень комфортных условиях. Но мы были готовы сделать каждое занятие для детей максимально продуманным, комфортным, продуктивным, чтобы хотелось выполнять интересные коррекционные задания.

Интегрированное занятие

В обычном, очном, формате мы всегда практиковали интегрированные психолого-логопедические занятия. Эффективность усвоения как речи, так и других психических функций зависит от тесной взаимосвязи между психологом и логопедом. Ведь сочетание таких занятий позволяет реально повысить действенность коррекционно-развивающего обучения.

И, конечно, в период карантина и онлайн-обучения на платформе Zoom мы, учитель-логопед и педагог-психолог, продолжали работать с ребятами, даря им радость общения с миром.

Расскажем об одном из таких занятий, которое было подготовлено и согласовано между участниками процесса. Мы ожидали, когда подключатся остальные участники конференции. Но, к сожалению, тщетно. В этот раз на занятии присутствовал только один воспитанник детского сада. Но почему бы не попробовать и такой формат взаимодействия? На этом занятии мы, взрослые, узнали много нового и даже отгадывали загадки, которые с удовольствием предлагал наш ученик.

Опыт дистанционной работы продемонстрировал нам, что существует достаточное количество сервисов и гаджетов для проведения онлайн-занятий. Для того чтобы они стали эффективными инструментами образовательного процесса, необходимо целенаправленное включение в процесс всех участников. И, естественно, наличие тонкого чувства юмора и позитивного отношения к мелким ситуационным проблемам поможет сделать занятия динамичными. Педагоги всегда готовы сделать каждое занятия для детей максимально комфортным и интересным.

Ольга АЛФЕРОВА, учитель-логопед школы №2114; Мария МАЗУРОВА, педагог-психолог школы №2114

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте