Кто из родителей хотя бы раз не слышал или не был участником диалога, в котором «знающие» все люди, понизив таинственно голос, не рассуждали на тему вот-вот наступающего повсеместно платного образования? Кто не поймал себя на несколько иррациональной, но упорно пробивающейся мысли: а вдруг?..
Поскольку вопрос о том, кому, сколько и за что платить в школе, давно тревожит наших по-хорошему беспокойных родителей, профсоюз Южного округа отправился искать ответы туда, где их можно получить, что называется, из первых уст, – в образовательные организации. Это стало, собственно, не попыткой развенчать мифы, то и дело возникающие в период «перезагрузки» столичного образования, а созданием определенного рода пресс-релиза о том, какие возможности получили воспитанники и обучающиеся массовых школ в системе дополнительного образования; какие шаги предпринимают администрация и управляющие советы школ при организации платных образовательных услуг и, наконец, сколько эта самая услуга должна стоить для потребителя – родителей, отчетливо осознающих масштабы ресурсов столичного образования.Но прежде чем продолжить рассказ для читателей «УГ-М», располагающих временем и решивших прояснить вопрос о предоставлении дополнительных платных услуг до конца, самым нетерпеливым скажем: школьное образование было и остается бесплатным. Достижение федеральных образовательных стандартов, включая ФГОС дошкольного образования, – это бюджетная статья расходов. Более того, государственные образовательные организации, подведомственные Департаменту образования Москвы, получают финансирование и на реализацию дополнительных общеразвивающих программ в рамках выполнения государственного задания, а это означает, что многие кружки и секции в московских школах для жителей города бесплатны. Так что дело за малым – выбирай, развивайся, показывай результат! Город готов удовлетворить самые высокие запросы москвичей в дополнительном образовании детей. Платные же образовательные услуги школы оказывают за пределами образовательных программ и государственных стандартов, ни одни платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляют за счет бюджетных ассигнований.Вооружившись объективностью и (на всякий случай!) настойчивостью, мы отправились в школы. Объективно – это когда много и разное. Поэтому надо сразу сказать: мнение о том, как организованы дополнительные образовательные услуги в Южном округе, у нас, безусловно, сложилось объективное. Когда число посещений перевалило за третий десяток, а предусмотрительно припасенная настойчивость так и не пригодилась, ибо встречали нас в школах радушно и о платных услугах говорили откровенно и исчерпывающе, возникла потребность обобщить услышанное от коллег и родителей, и вот что получилось.Все платные дополнительные образовательные услуги (для удобства будем называть их ПОУ), опуская броские и, безусловно, привлекающие внимание названия кружков и секций, можно разделить по направленностям на социально-педагогическое, художественное и физкультурно-оздоровительное. В каких-то школах их меньше, в каких-то – больше, но, судя по данным электронных журналов и сервиса «Единая система записи», выбранные кружки и секции ребята посещают с удовольствием и об отчислении не думают. А как может быть иначе, если решение об организации платных дополнительных образовательных услуг школы принимали чрезвычайно взвешенно, исходя из всестороннего анализа собственной материально-технической и кадровой ресурсности, изучения запросов населения, детско-родительской общественности и (как без этого!) видов услуг, оказываемых ближайшими школами-«конкурентами». Здесь, кстати, у образовательных организаций все «по-взрослому», начиная от стоимости аналогичных услуг и заканчивая более продвинутой рекламой своей услуги. В каждой из посещенных школ мы увидели информационные стенды, которые, как нас убедили хозяева, обязаны содержать помимо вполне разумеющихся нормативно-правовых документов (Положение об оказании ПОУ, порядок приема и требований к потребителю, перечень ПОУ и их стоимость, образцы договора и заявления) еще и закон о защите прав потребителей, и, что особенно нас умилило, книгу жалоб и предложений. Тут вам и оценка качества, и самая оперативная обратная связь! Та же информация, за исключением, быть может, книги жалоб, размещена на официальных сайтах школ, что, несомненно, свидетельствует в пользу прозрачности этой сферы деятельности образовательных организаций.Отношения между исполнителями (образовательными организациями) и потребителями услуг на возмездной основе, как мы выяснили, исключительно договорные, нельзя не сказать, что в составлении типовых договоров по оказанию населению ПОУ и подготовке школьной документации, касающейся платных дополнительных образовательных услуг, самое деятельное участие принимал Центр правовой поддержки «Профзащита», один из учредителей которого МГО профсоюза Общероссийского профсоюза образования.А вот разговор о стоимости ПОУ на поверку и вопреки ожиданиям (все-таки денежный вопрос остается довольно неловким) оказался для наших коллег вовсе не щекотливым: смету, рассчитанную бухгалтерией, обязательно выносят на рассмотрение и согласование в управляющий совет, среди представителей которого большинство составляет родительская общественность, а также в профсоюзный комитет ППО школы. И никакого самоуправства администрации: бдительность и принципиальность членов этих уважаемых объединений найдет веские аргументы против несправедливости. К счастью, подобного нам обнаружить не удалось, законодательство школы исполняют безусловно. Вообще говоря, подробнее ознакомиться с расчетами стоимости ПОУ можно в локальных актах образовательных организаций, в частности в Положении об оказании платных услуг. А если вы по-прежнему располагаете временем, не поленитесь и прочитайте об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в постановлении Правительства РФ от 15 августа 2013 г. №706. Тогда уж и вовсе, как говорится, без комментариев…Помните, наши дети когда-то писали в первых своих сочинениях: «Усталые, но довольные, мы возвращались домой». Такими были и мы, закрыв дверь последней посещенной нами школы. Быть или не быть платным услугам? Да быть, конечно! Родители и ребята, даже малыши-дошкольники, хотят, а мы можем! Результат – вот он: лопочущие на английском языке четырехлетки; гордо сжимающий спортивный кубок семиклассник; грациозно кружащаяся в вальсе пара выпускников; замерший у мольберта, перепачканный гуашью будущий Серов или Рафаэль… Можно по-разному говорить о платных услугах и иметь разное на этот счет мнение, но в одном сомневаться не приходится: это территория творчества; пусть наивного, но эксперимента. Территория нашего с вами участия, наших общих возможностей, нашего настоящего и будущего результата. И это по-честному!..Ольга СОБОЛЕВА, председатель ТПО Южного округа, и профактивисты ЮАО
Комментарии