В колледже малого бизнеса №4 реализуются 15 адаптированных программ. Мы выстраиваем образовательную траекторию таким образом, чтобы каждому ребенку было комфортно, каждый учился в соответствии со своими возможностями.
На уровне дошкольного образования педагогический коллектив создает такую инклюзивную среду для воспитанников с синдромом Дауна, которая обеспечивает разные виды деятельности и становится основой для самостоятельной активности ребенка. Чаще всего ребята с СД поступают в группы полного дня и включаются в образовательный процесс, так же как их сверстники без синдрома. Если у ребенка с СД есть трудности в поведении и общении, то на помощь ему приходит команда службы психолого-педагогического сопровождения: педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы, социальный педагог. Дети с СД со множественными нарушениями в развитии могут начать свой образовательный маршрут с групп кратковременного пребывания и постепенно перейти в группы полного дня.
Если родители ребенка с СД принимают решение продолжить образовательный путь внутри комплекса, то после получения нового заключения ЦПМПК он перейдет из дошкольного в школьный корпус, и его обучение будет организовано в соответствии с рекомендованной программой. Такой переход внутри одной образовательной организации является хорошим вариантом для первоклассника с СД, потому что учителя и специалисты наших площадок в процессе взаимопосещения занятий и уроков изучают и перенимают опыт работы с конкретным ребенком. Преемственность касается не только методов и технологий работы, но и организации образовательной среды как для учебной, так и для внеучебной деятельности. А самое главное – облегчается ситуация для родителей. Мы организуем на площадке школьного корпуса родительские собрания и дни открытых дверей для родителей будущих учеников. Это снимает с них напряжение в ситуации устройства ребенка с СД в первый класс.
Общее образование для детей с СД организовано в отдельных классах на площадке школьного корпуса, в котором созданы специальные условия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Инклюзия важна с точки зрения решения вопросов их социализации. И тем не менее есть дети, которым лучше учиться в отдельном классе или группе, и Закон «Об образовании в РФ» предусматривает такую возможность.
В нашем колледже создана образовательная модель «Группа психолого-педагогической поддержки», которая позволяет организовать для ребенка с СД с множественными и тяжелыми нарушениями в развитии условия как для совместного, так и для индивидуального обучения. В таких группах школьники с СД последовательно включаются в учебную деятельность в условии класса. Посещают уроки по тем предметам, которые могут изучать вместе со своими сверстниками с ОВЗ при поддержке тьютора. При этом процент времени совместного обучения для каждого из учеников группы может быть разным.
Содержание образования школьников с ОВЗ направлено на формирование жизненных и академических компетенций. Дети с СД не могут использовать академические знания в конкретных жизненных ситуациях без специального обучения. Поэтому важная роль в работе с учениками отводится системе дополнительного образования. У нас открыто 15 платных и 37 бесплатных кружков, студий и секций.
В какой области ребенок может достичь успеха? Чем ему нравится заниматься? Процесс определения очень важен. Наша задача – развить способности и возможности детей. Один читает стихи, другой мастерит, третий играет в футбол и танцует. Мы внимательно наблюдаем за успехами ребят и хотим представить вашему вниманию их достижения:
– Миша и Паша заняли 2‑е место в составе команды на первых в стране Московских открытых соревнованиях по мини-футболу среди команд людей с синдромом Дауна;
– Ефим выступал на The first international inclusive music festival in Antalya и в составе инклюзивного оркестра «Солнечные нотки» в Республике Мордовия;
– Даня занял 2‑е место в номинации «Игра на инструменте» в региональном этапе Всероссийского культурно-благотворительного фестиваля детского творчества «Добрая волна», стал дипломантом Всероссийского конкурса «Ветер надежды», принимал участие в благотворительных концертах United by music в Голландии, получил Гран-при на Международном конкурсе «Олимпиада изящных искусств», дважды участвовал в музыкальных арт-фестивалях в Южной Корее;
– Нестор принял участие в спектаклях Малого театра «Театральные сказки Илзе Лиепа»;
– Паша – постоянный участник мероприятий фонда «Синдром любви», факультета спорта и настольного тенниса АНО «Школа волшебства», секции футбола «Спорт во благо» в «Даунсайд Ап», фотопроекта «Футбол во благо», снялся в рекламном ролике «Сбудется» фонда «Я есть», делает успехи на занятиях по плаванию;
– Соня и Даша занимаются художественной гимнастикой, рисованием, посещают швейную мастерскую в АНО «Школа волшебства»;
– Саша участвовала в Международном конкурсе Theatrical Talents в Испании в качестве актера Open Art Theatre;
– Исмаил занимается в детском ансамбле танца «Архон», демонстрирует свое мастерство в кавказских танцах на всех мероприятиях колледжа, кроме этого, увлекается горными лыжами, катается на роликах, посещает кулинарную студию;
– Маша – постоянный участник школьной кулинарной студии «Подари радость», помогает маме готовить, собрала коллекцию любимых рецептов и научилась подбирать ингредиенты для любого списка меню;
– 24 ребенка являются постоянными участниками конкурсов и фестивалей в составе команды школы инклюзивного творчества «Танцующий дом».
Колледж получил грант мэра Москвы 3‑й степени за достижение высоких результатов в образовательной деятельности и высокий вклад в систему московского образования. Следуя за учениками, мы стремимся предоставить достойный выбор каждой московской семье, и в частности тем семьям, в которых растут особенные дети.
Светлана КРЕМНЕВА, Диана БОБРИНЁВА, специалисты службы психолого-педагогического сопровождения колледжа малого бизнеса №4
Комментарии