Мы готовы отвечать на критику, с удовольствием принимаем все мнения учителей. Учитываем и мнения ученых, ведь химия как наука быстро развивается. Ни одно решение необдуманным не бывает.
По Закону LОб образовании│ в нашем государстве на сегодняшний момент обязательно основное девятилетнее образование. В 10-11-е классы пойдут не все дети, и поэтому, выходя из стен средней школы, ученик должен иметь полное представление о химии как науке. Химия традиционно делится на общую, органическую и неорганическую. Органических соединений значительно больше, чем неорганических, и мы не имеем права лишать ребенка, заканчивающего 9-й класс, знания органических соединений. Поэтому у нас принято концентрическое построение курса: выпускник 9-го класса в определенном объеме знает минимальное содержание всего курса (недавно мы как раз приняли минимумы). Если ребенок идет в 10-11-й классы, он опять изучает всю химию, но идет расширение, чтобы получить полное химическое образование. С нашей точки зрения, это логично. Что же касается учительских жалоб… Может быть, дело в школьной администрации? Не так распределены часы? Теперь это право учителя. Мы даем примерные программы, примерные темы… а учитель может сам перераспределять их в зависимости от интересов, знаний, потребностей, уровня класса.
Сейчас мы разрабатываем концепцию 12-летней школы и тоже будем широко обсуждать ее с общественностью. Говорят, объем химии уменьшится. Наоборот! Химия будет изучаться в 8-9-10-11-12-х классах (3+2). Два последних года будут профильными. Более того, уже сейчас есть три концентра: пропедевтика химических знаний LОкружающий мир│ (1-4-е классы), LЕстествознание│ (5-6-е классы). Ребята получают общее целостное представление о природе. В 7-м классе идет LВведение в химию│, а в 8-10-х идет собственно химия.
Итак, в 9-м классе ребенок должен получить общее образование. А дальше – в зависимости от профиля. Но и в гуманитарных классах надо показывать связь химии с гуманитарными науками, давать бытовую, практическую направленность. В сельской школе можно ориентировать на сельское хозяйство. Ученик, выходя из школы, должен уметь выживать в этом мире.
Раньше был один учебник для всех. Теперь несколько. Выбирай! Посмотри, как работает твой коллектив. Разрабатывай авторскую программу. Мы ничего не навязываем, лишь рекомендуем.
Сергей СУМАТОХИН,
доцент, кандидат пед.наук, ведущий специалист Департамента общего среднего образования МО РФ
Комментарии