Введение профильного обучения позволит школьникам самостоятельно формировать свой индивидуальный учебный план, дети смогут получать знания не только в школе, но и в других образовательных учреждениях. Но на самом деле выбрать профиль не так просто, как кажется.
– Жизнь показывает, что разнообразие профилей может не только способствовать выбору, но и ввести ученика в заблуждение, – рассказывает доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО Татьяна КОВАЛЕВА. – В таком случае рядом с ребенком должен быть тьютор (наставник) – профессионал, способный помочь ему сориентироваться, организующий индивидуальное сопровождение школьника.
– Татьяна Михайловна, как и где сегодня готовят тьюторов?
– Российская история тьюторства начиналась в Томском Академгородке в школе «Эврика – развитие». Десять лет назад в Томске прошла первая тьюторская конференция, и впервые тьюторы были привлечены к школьной работе, хотя официально этой специальности до сих пор в реестре профессий не существует. Сегодня в школе человек может работать учителем, классным руководителем, психологом и одновременно применять тьюторскую технологию.
– Кто сегодня идет учиться на тьюторов?
– Нельзя говорить категорично, что только педагоги должны быть тьюторами. Когда мы делали первый набор, то столкнулись с таким парадоксом. Многие учителя, которые хотели стать тьюторами, не смогли ими стать. Почему? Потому что тьютор – это совершенно другая профессия. Он должен не учить ребенка и передавать ему готовые знания, а помогать ему самому находить ответы на интересующие его вопросы. Поясню. Если инструмент работы учителя в основном – это ответы на вопросы, разъяснение учебного материала, то инструмент работы тьютора – углубление вопроса, заданного ребенком.
Когда мы набирали людей в школу «Эврика – развитие», то устроили общегородской конкурс. Откликнулось много желающих, имеющих технические специальности, молодежь – студенты, аспиранты.
Что касается второй части вопроса, то сегодня тьюторы работают примерно в 50 российских школах. В Ижевске, в Удмуртском госуниверситете, на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров есть специальность «менеджмент в образовании», а внутри нее существует тьюторская специализация. В ее рамках как раз и готовят тьюторов. Также существует официальная договоренность с Томским педагогическим университетом, в стенах которого скоро предполагается открыть кафедру «Тьюторское сопровождение в образовании».
– Как сегодня осуществляется тьюторское сопровождение в профильном обучении?
– Этим летом выйдут первые методические материалы для школ, где будет рассказано об истории тьюторства, о том, как тьюторы реально могут помочь ученику в профильном обучении.
– Почему тьюторство, актуальное сегодня как никогда, так медленно развивается?
– Потому что тьюторское сопровождение – довольно дорогое удовольствие. Тьютору платят за индивидуальную работу с ребенком. Мы с самого начала понимали, что к каждому ученику приставить тьютора в условиях массовой школы невозможно. Речь идет о том, чтобы педагогов, которые будут работать в профильных классах, обучать применению тьюторской технологии.
Комментарии